Индуистская архитектура


Индуистская архитектура — храмовое зодчество, монастыри, мавзолеи, другие культовые сооружения, а также городское планирование, строительство рынков, домов и так далее в соответствии с канонами индуизма. Традиционные правила по строительству и проектировке содержатся в особом классе индуистской литературыВасту-шастрахМанасара» и другие), с ними связаны Шилпа-шастры, посвященные сопутствующим строительству вопросам (скульптура, живопись)[1][2][3][4]. Она уходит своими корнями во времена Индской цивилизации, однако ключевые элементы индуистского искусства и архитектуры зарождаются только в ведийский период. Древнейшие культовые сооружения в Индии строились из кирпича и дерева. Предположительно, камень стал основным строительным материалом гораздо позднее. Храмы ознаменовали переход от ведийской религии, которую характеризовали огненные жертвоприношения, к религии бхакти — любви и преданности личностному Богу. Появляются грандиозные культовые постройки со сложной планировочной структурой. Со временем в разных регионах Индии формируются различные стили храмовой архитектуры. Особенно большая разница прослеживается между североиндийским (нагара) и южноиндийским (дравидийским) стилями, сформировавшимися в первых веках н. э.

Храмы (мандиры) строятся в строгом соответствии с религиозными предписаниями и украшаются изысканными каменными скульптурами и барельефами. Индуистский храм небольших размеров, как правило, состоит из центрального святилища, называемого гарбхагриха, в котором располагается главное божество храма. Святилище венчает башнеобразная шикхара. К гарбхагрихе примыкает зал для собраний верующих (мандапа), прихожая и портик. Помимо основного здания храм может включать дополнительные мандапы — павильоны для паломников, служащие для танцевальных представлений дэвадаси, свадебных ритуалов, размещения статуй богов и т. д.[5] Есть примеры особых танцевальных павильонов (ната мандиров), как в храме Cолнца в Конараке. Частью храма является и бассейн (кунда) для омовений[6].

По сути самостоятельным архитектурным сооружением является такой визуально доминирующий элемент южноиндийских храмовых комплексов, как гопурам — надвратная башня, достигающая часто колоссальной высоты и украшенная лепниной и статуями божеств[7].

Индуистские монастыри-матхи и обители отшельников (ашрамы) являют собою архитектурные комплексы из храмов, монашеских келий и вспомогательных помещений[8]. В некоторых течениях индуизма местами паломничества стали бхаджана-кутиры — обители святых аскетов.

Самадхи (гробница) — мавзолей и иное мемориальное сооружение с прахом святого или великого человека в ндуизме[9]. Нередко в память о человеке воздвигается более одной самадхи, так как прах может быть разделен на части, а, например, в пушпа-самадхи закладываются цветы с церемонии прощания.