Иннокентий (Охлябинин)


Иннокентий (Охлябинин), Комельский, Вологодский (ум. 1491) — преподобный, ученик преподобного Нила Сорского, основатель Комельского Спасо-Преображенского монастыря, автор «Завета».

Преподобный Иннокентий родился в Москве и происходил из рода князей Охлябининых, ведущих своё родословие от ярославских князей Ухорских. Очевидно, он был сыном основателя рода Фёдора Охлябины. Часто отождествляется с Иваном Фёдоровичем Охлябининым, чьё имя упоминается в разрядной книге за 1515 год, но, впрочем, это является анахронизмом. Год его рождения неизвестен.

Известны две редакции жития преподобного Иннокентия. Однако достоверность сведений в них остаётся под вопросом. Раннее житие, которое, очевидно, содержало более достоверные известия о преподобном, сгорело во время разорения монастыря в 1538 году казанскими татарами. Есть упоминания об Иннокентии в житии преподобного Нила Сорского, и эти сведения сильно расходится с теми, что приведены в известном иннокентиевом житии.

Судя по всему, преподобный Иннокентий был пострижен в Кирилло-Белозерском монастыре. (В «Житии» Иннокентия говорится о его пострижении в скиту преподобного Нила, что невозможно). Год пострижения неизвестен. Достоверно известно, что он был ближайшим учеником преподобного Нила Сорского (+ 1508) и вместе с ним совершил путешествие в Палестину, Константинополь и на Афон между 14751485 годами . (Об этом сообщает житие Нила Сорского.)

После возвращения из длительного паломничества, Нил и Иннокентий поселились за пределами Белозерского монастыря, затем, в поисках более уединённого и «маловходного» для мирских людей места, в 15-ти верстах от монастыря на реке Соре нашли пригодное для скита место. Здесь, установив крест, они поставили две келии. Так было положено начало Нило-Сорской пустыни.

Через некоторое время Иннокентий покинул своего учителя и основал свой скит в Вологодской волости на реке Еде, притоке Нуромы. Вот как это представлено в заметке «О житии преподобнаго Нила Сорскаго». Благословляя, преподобный Нил говорит своему ученику: «…Твоя обитель имать быти обща, а моя пустыня как при моем животе, так и по смерти моей будет — по едину бо брату имут житии в келиях своих». Таким образом, преподобный Нил благословил своего ученика на создание общежитейного монастыря. Однако из написанного Иннокентием незадолго до кончины «Завета», следует, что всё же это был скит, подобный скиту на Соре. Лишь впоследствии скит Иннокентия превратился в киновию, Спасо-Преображенский Комельский общежитейный монастырь.