Интермеццо


Интерме́ццо (итал. intermezzo от лат. intermedius — находящийся посреди, промежуточный) — небольшое комическое представление, разыгрываемое между актами или картинами оперы-сериа; небольшая самостоятельная инструментальная пьеса или часть инструментального цикла[1].

В опере интермеццо является небольшой «вставной» оперой или контрастирующей сценой в середине оперного действия или между ними. Исполняется обычно для того, чтобы обозначить разрыв во времени действия предшествующей и последующей сцены либо заполнить паузу, необходимую для перемены декораций.[2] В опере интермеццо может быть как чисто инструментальным, так и вокально-инструментальным, хоровым.

Оперы со вставными эпизодами восходят к ренессансным и раннебарочным интермедиям, которые также иногда именуются интермеццо. Во второй половине XVII века буффонные сцены с участием комических персонажей, которые часто помещались в конце актов, стали претендовать на ключевое место в структуре действия.

В ходе реформ на рубеже XVII—XVIII веков комические сцены были исключены из состава венецианских опер, а интермеццо стало формироваться как самостоятельный жанр с самостоятельным сюжетом. Из одной оперы-сериа в другую переходили интермеццо на одно и то же либретто, нередко с одной и той же музыкой. Такие интермеццо обычно состояли из одной или двух арий da capo, речитативов и дуэта.[3]

Расцвет жанра на неаполитанской почве начался благодаря Сарро, Хассе и, особенно, Перголези. Интермеццо «Служанка-госпожа» (1733) Джованни Перголези к опере-сериа «Гордый пленник» — классический образец интермеццо, не имевший себе равных по популярности, который послужил моделью для последующих произведений. Успех «Служанки-госпожи» в Париже побудил Жан-Жака Руссо к развитию этого жанра на французской сцене. Его весёлое интермеццо «Деревенский колдун» (Le devin du village, 1752) стало одним из источников, лежащих в основе opéra-comique, французской комической оперы.[4]

В XIX веке термином «интермеццо» стали также называть часть инструментального цикла или небольшую самостоятельную инструментальную пьесу.