Иоанн Цец


Иоанн Цец (Цеца, Цецес) (греч. Ἰωάννης Τζέτζης; около 1110, Константинополь — около 1180, там же) — византийский филолог, плодовитый комментатор античных авторов.

Как рассказывает сам Цец, его дед со стороны отца (также по имени Иоанн Цец) был неграмотным, но богатым человеком, уроженцем столицы, а его отец Михаил сам обучал своего сына грамоте. Прабабушка Цеца со стороны матери — родственница императрицы Марии Аланской — вышла замуж за Константина, племянника патриарха Михаила Керулария[5].

Цец входил в кружок севастократориссы Ирины[6], некоторые его сочинения представляют собой популярное изложение древней античной литературы представителям византийской знати.

В толкованиях «Илиады» он сочетает известные в античности прагматическо-исторический, психологический и физический методы интерпретации[7]. Он объявляет Гомера носителем всеобщей мудрости и отрицает, что тот на деле верил в «демонов». По близкому к эвгемеризму мнению Цеца, Зевс — это обычное имя для царей, Аид — царь молоссов, а Дионис — не кто иной, как Ной.

Цец — яркий представитель эллинизирующего направления в византийской культуре эпохи Комнинов, в его письмах неоднократно встречаются выпады против монахов и продажных представителей церкви[8]. В кратком сочинении «Жизнь св. Лукии Сиракузской» он объявляет христианскую мученицу потомком Архимеда и вкладывает в её уста сравнение с предком[9].

Цец говорил, что Бог не сотворил ничего подобного его памяти, а его библиотека находится в голове[10]. Однако на деле память нередко подводила его: он путал имена авторов и названия сочинений.