Ириновская железная дорога


Ири́новская желе́зная доро́га (Ириновско-Шлиссельбургская узкоколейная железная дорога, Ириновский подъездной путь, Ириновско-Шлиссельбургский подъездной путь) — частная узкоколейная железная дорога (ширина колеи 750 мм), построенная в конце XIX века в окрестностях Санкт-Петербурга. Просуществовала как узкоколейка до 1923 года.

С 1920-х годов была перестроена — по частично изменённой трассе — на широкую колею и эксплуатируется по настоящее время. В советское время получила и ныне носит название Ириновского направления Октябрьской железной дороги. Сыграла огромную роль в снабжении Ленинграда в годы блокады.

Первая в России узкоколейная железная дорога общего пользования появилась в 1871 году в Орловской губернии. Вслед за ней появились узкоколейки в Курской, Новгородской и Архангельской губерниях[1]. Опыт оказался вполне успешным.

Инициатором создания Ириновского подъездного пути выступил барон П. Л. Корф, чьё имение находилось в селе Ириновка Шлиссельбургского уезда. Целью строительства было получение прибыли от перевозок грузов между Охтинскими заводами и активно строящимся Ржевским полигоном, так как по предварительным подсчётам на этот участок дороги должно было приходиться до 80 % пассажиро- и грузооборота. Постройка узкоколейной линии до села Ириновка имела целью развитие производства в имении барона Корфа, а также устройство дачных посёлков на землях других акционеров дороги[2].

К августу 1888 года был составлен предварительный проект Ириновской линии, его подготовил немецкий инженер, специалист по производству оборудования для узкоколейных железных дорог Артур Коппель, который настоял на ширине колеи 750 миллиметров. Экономическое обоснование подготовил петербургский купец Фёдор Андреевич Гох, по его подсчётам первая очередь железной дороги должна была обойтись в 210 000 рублей[3].

В 1890 году было учреждено Ириновско-Шлиссельбургское промышленное общество, акционерами которого первоначально стали: П. Л. Корф, барон М. Н. Медем, Е. А. Перетц, В. А. Ренненкампф и П. А. Всеволожский. Благодаря участию в проекте владелицы мызы Рябово, жены П. А. Всеволожского — Елены Васильевны Всеволожской, дорога вокруг Румболовско-Кяселевской возвышенности прошла не по короткому маршруту — по правому берегу реки Лубьи, а сделала крюк через центр её владений[3].