Иркутский гидропорт


Ирку́тский гидропо́рт — авиационное предприятие для базирования гидроавиации в Иркутске в период с 1928 по 1953 год.

Гидропорт был создан в 1928 году на правом берегу Ангары рядом с устьем реки Ушаковки и использовал строения закрытого Знаменского монастыря. Это место было выбрано не только по причине антирелигиозной пропаганды, но и из-за близости коммуникаций: городская пристань располагалась в трёхстах метрах, а до железной дороги было около полутора километров.

Были построены ангар на восемь самолётов и ремонтные мастерские на два самолёта, которые просуществовали вплоть до 1953 года. От ангара к протоке были проложены бетонные дорожки, по которым осуществлялся спуск на воду гидросамолётов. У стен упразднённого монастыря было четыре причала, где пассажиры грузились на воздушные суда. На другой стороне Ангары, на Дьячем острове была стоянка ещё на 18 гидросамолётов[1].

Эта инфраструктура была создана для обслуживания первых гидроавиационных линий Советского Союза, которые доставляли пассажиров и грузы по линиям Иркутск—Бодайбо и Иркутск—Якутск. Эти пассажирские перевозки осуществлялись с 1928 по 1941 год, направление обслуживалось специальным 11-м гидроотрядом, который имел в своём распоряжении 22 самолёта. Основой авиапарка стал самолёт ПС-7 (пассажирская модификация самолёта Р-6) конструкции КБ Туполев[1].

Сезон полётов гидропорта был сравнительно недолгим — с мая по октябрь. Гидросамолеты садились и взлетали прямо с реки, направление взлёта выбиралось против ветра. Зимой подвеска самолётов менялась на лыжи, в качестве взлётной полосы использовался лёд реки. В некоторых случаях прикрепляли колёса и самолёты взлетали с сухопутного аэродрома в посёлке Боково (ныне — окраина микрорайона Иркутск-2). Он находился в трёх километрах от ангаров[1].

Кроме 11-го гидроотряда в связи с гидропортом упоминается общество «Добролёт». Кроме экипажа за каждым самолётом закреплялись техник и моторист, в результате коллектив гидропорта составлял более 100 человек. С момента создания линий на них работали в основном импортные летательные аппараты. С середины 1930-х годов лётный парк постепенно стал заменяться отечественными самолётами[1].