Исабелино


Стиль изабелли́но (исп. Gótico isabelino, «изабеллина готика», el gótico Reyes Católicos, «готика Католических королей») — направление готической архитектуры, возникшее в Испании в к. XV—нач. XVI вв., в правление королевы Изабеллы Кастильской (14741505) и её супруга Фердинанда АрагонскогоКатолических королей»).

Главным отличием испанского варианта готики от классического европейского является преломление стилем исабелино традиций мавританской архитектуры и стиля мудехар с использованием базы достижений поздней готики (без какого-либо влияния набиравшего в это время силу итальянского искусства, хоть и с использованием его отдельных декоративных элементов).

Обращение к архаизирующим приемам поздней готики отражало личный вкус королевы Изабеллы. Многие из зданий в этом стиле были построены непосредственно на средства католических королей или же под их патронажем. Кроме того, правление католических королей, ознаменовавшее конец Реконкисты, характеризовалось утверждением абсолютизма, что проявилось в торжественности архитектуры изабеллино. Стилю также присуща фантастическая интерпретация образов природы. В изабеллино применяются пришедшие из Кастилии декоративные элементы, а также орнаментика, уходящая корнями в исламскую традицию. Наиболее узнаваемой чертой стиля является доминирование геральдических и эпиграфических мотивов, а также шпили, изображение гранатов и шаров. Другие отличия испанской готики, помимо особенной орнаментации — окна гораздо меньшего размера, несмотря на возможности, предоставляемые конструктивной системой; не столь выраженный наклон кровли. Тяготение испанцев к орнаментации найдет выражение в следующем по хронологии стиле архитектуры — платереско, испанском варианте ренессансного строительства.

В Португалии в ту же эпоху развивался параллельный и во многом схожий стиль, получивший название мануэлино по имени правящего монарха Мануэля I Португальского.

Данное направление получило условное наименование по имени правившей королевы с легкой руки французского ученого Эмиля Берто, который в 1911 году впервые ввёл его, использовав в монументальной «Всеобщей истории искусств» Андре Мишеля.[1]