Мудехар


Муде́хар, стиль «мудехар» (исп. mudéjar — «получившие разрешение остаться»; от араб. مدجّن‎ [mudaǧǧan] — приручённый, домашний) — условное название художественного стиля, распространённого в Испании XII—XVI веков, получившего выражение в архитектуре, монументально-декоративном и декоративно-прикладном искусстве[1][2]. Название произошло от религиозной группы, известной как мудехары.

Мудехар был распространён в Кастилии (Толедо), Арагоне (Сарагоса), Каталонии и Андалусии (Кордова, Севилья). Стиль был создан как мусульманскими, так и христианскими мастерами, и в сложной форме соединял элементы мавританского искусства (в архитектуре были сохранены формы арабских подковообразных арок, звёздчатые в плане и коробовые «ячеистые» своды — артесонадо[3].

Различают народный мудехар церковной и жилой городской архитектуры, спонтанно развивавшийся в отвоёванных испанцами землях, где традиции мавританского искусства оказали влияние на обычаи христиан (церкви в Толедо, Сарагосе, Севилье), и придворный мудехар, складывавшийся параллельно с укреплением власти испанцев и проявившийся преимущественно в дворцовом строительстве (Алькасар в Севилье)[1].

На рубеже XIX и XX веков в неомавританской архитектуре возникло подражание этому стилю, известное как неомудехар.

В XII—XVI веках возник своеобразный синтетический стиль в архитектуре, живописи и декоративно-прикладном искусстве Испании, в котором тесно переплелись элементы мавританского, готического и (позднее) ренессансного искусства. Произведения стиля «мудехар» создавались как мусульманскими, так и христианскими мастерами. Искусство мудехаров — явление неоднородное и не всегда безусловное по художественному качеству; исследователи отмечают присущий даже лучшим его образцам оттенок вторичности.[4]

В стиле «мудехар» были сохранены основные конструктивные элементы мавританской архитектуры: подковообразная (иногда со стрельчатым завершением) арка, сводчатые перекрытия, образующие в плане восьмиконечную звезду, наборные деревянные потолки, гипсовый орнамент и цветные изразцы на стенах, а также бело-голубые ацулеи, или асулехос. Основой живой и свободной пространственной композиции зданий служил внутренний двор, вокруг которого группировались остальные помещения. Сооружения отличались простой, рациональной, прекрасно отвечающей климатическим условиям планировкой; в стиле «мудехар» охотно строили жилые здания — привлекали также недорогие материалы (кирпич, дерево, гипс) и дешевые рабочие руки народных мастеров. Стиль получил особое развитие в Кастилии, Арагоне, Андалусии и в городах Толедо, Сарагоса, Кордова, Севилья и др.