Искупление


Искупле́ние — концепция, при которой лицо предпринимает действия по исправлению совершённого правонарушения со своей стороны, либо путём прямого действия по устранению последствий этого поступка, либо действия, направленное на благо для других, либо какое-то другое выражения чувства угрызения совести. Искупление «тесно связано с прощением, примирением, печалью, раскаянием, покаянием, возмещением и чувством вины»[1].

В правовых системах концепция искупления играет важную роль в отношении уголовного правосудия, где она считается одной из основных целей криминальной реабилитации[2]. Философ Линда Радзик предположила, что должна существовать «этика искупления», и что искупление является недопредставленной областью изучения философии и темой абсурдного подхода в искусстве[3].

Концепция искупления является значимой во многих религиях, где оно выступает средством примирения с Богом и восстановления разрушенного единения с Ним. Идея примирения с Богом сближается с понятиями умилостивления, искупления и спасения[4].

Понимание искупления и средства его достижения в иудаизме менялись на протяжении истории. Грех нарушает живую связь с Богом, из-за чего появляется необходимость примирения с Ним. Нарушенная связь восстанавливается с помощью раскаяния и заглаживания вины[5]. Идея примирения с Богом связывается прежде всего с храмовым служением священников и жертвоприношением. Пророк Михей особо предупреждал, что Богу нужны справедливость, милосердие и смирение, а не жертвы[6]. Кульминация годичного круга еврейских богослужений – Йом-киппур («День искупления», или «Судный день»), который отмечался в десятый день седьмого месяца еврейского календаря. В этот день святилище, священники и народ очищались от греха, а первосвященник единственный раз в году входил в Святое Святых. Иудеи выпускали в пустыню козла («козла отпущения»), который должен был унести с собою все грехи людей. Таким образом подтверждался союз-завет, заключённый Израилем с Богом[4].

В христианстве искупление (ивр. ge'ullah‎, греч. ἀπολύτρωσις, λύτρωσις, лат. redemptio) является одним из основных догматов, богословской концепцией выкупа падшего человечества из-под власти греха. Является объективным аспектом Спасения.

Ветхий Завет подразумевает под искуплением выкуп в юридическом смысле. Земля обетованная и народ Израиля являются собственностью Бога, поэтому семейный земельный надел может быть отчуждаем лишь с правом выкупа (Лев. 25:25), как и вынужденное рабство израильтянина у своих соплеменников (Лев. 25:39).