Искусство Канады


Искусство Канады создавалось как её коренным населением, так и в XIX—XX веках прибывшими из Европы и других частей света иммигрантами и их потомками. Как правило, «Группа Семи», действовавшая в первой половине XX века, считается первым творческим объединением, представлявшим новое канадское искусство. До этого художники, творившие на территории Канады, находились под сильным влиянием британской, французской и американской художественных традиций. Современное канадское искусство представляет собой синтез различных художественных течений, привнесённых в страну носителями различных традиций.

В течение многих тысяч лет до прибытия европейских переселенцев и возникновения канадского государства, территория Канады была заселена индейскими и эскимосскими народами. Художественные традиции коренного населения Северной Америки (Канады и США) искусствоведы часто разбивают на языковые, культурные или территориальные группы. Наиболее крупные из них — индейцы Северо-западного побережья, индейцы Внутреннего Плато, индейцы Великих равнин, индейцы Вудленда, народы Арктики и народы Субарктики. Это деление является условным, и художественные традиции существенно различаются даже внутри групп. Одно из существенных различий между искусством коренного населения Северной Америки и европейским искусством состоит в том, что первое сосредоточено на движимых предметах и теле человека, тем самым практически игнорируя архитектуру. Кроме того, различие между видами искусства, традиционное для европейского искусства, часто не выполняется для искусства Северной Америки: так, маски ценны не только сами по себе, но играют существенную роль в церемониях и обрядах, тем самым будучи связанным с музыкой, танцами и рассказыванием историй.

Большинство дошедших до нас образцов искусства коренного населения были созданы уже после европейской колонизации. Многие из них несут следы явного влияния европейского искусства, или даже представляют собой синтез различных художественных традиций. Часто использованы материалы, недоступные коренному населению Северной Америки до колонизации, такие как металл и стекло. В XIX и первой половине XX века канадское правительство проводило активную политику ассимиляции коренного населения, основанных на Акте об индейцах 1876 года. Исповедование традиционной религии и проявления традиционных форм организации общества были запрещены. В частности, это означало запрет религиозных обрядов, таких как Пляска Солнца, и связанных с ними предметами искусства. Лишь в 1950-е и 1960-е годы индейские художники, например, Мунго Мартин, Билл Рид и Норвал Морриссо, стали возрождать художественные традиции, а в некоторых случаях и изобретать новые на месте утраченных. В настоящее время многие художники, принадлежащие к коренному населению Канады, работают в самых различных техниках. Так, Ребекка Белмор представляла Канаду на Венецианской биеннале в 2005 году.