История западной философии


А.Н. Чанышев, Н.А. Клейнман, В.М. Закладная, И.З. Романов, Т.А. Бурова, В.С. Швырёв, В.К. Финн. Для изданий, вышедших

«История западной философии» (англ. A History of Western Philosophy; полное название — «История Западной Философии и её связи с политическими и социальными условиями от античности до наших дней», A History of Western Philosophy And Its Connection with Political and Social Circumstances from the Earliest Times to the Present Day) — книга английского математика, философа и общественного деятеля Бертрана Рассела, написанная в 1945 году.

Представляет собой изложение западной философии от досократиков до начала XX века, включает в себя не только собственно философию, но и анализ соответствующих эпох и исторический контекст. Книга подвергалась критике за излишние обобщения и исключение некоторых направлений, особенно с пост-картезианского периода, тем не менее стала очень популярной и коммерчески успешной, много раз переиздавалась. Когда Рассел получил Нобелевскую премию по литературе в 1950 году, эта книга считалась главным поводом для присуждения премии. Книга дала Расселу финансовую независимость на всю оставшуюся жизнь.

Книга писалась в дни Второй мировой войны, она выросла из серии лекций по истории философии, которые Рассел читал в Фонде Барнса в Филадельфии в 1941 и 1942 годах[1]. Многие исторические исследования были проведены третьей женой Рассела Патрицией. В 1943 году Рассел получил аванс в 3000 долларов от издателей, и между 1943 и 1944 годами написал книгу, живя в Брин-Мор-колледж. Книга была напечатана в 1945 году в США, a через год в Великобритании. В 1961 году вышло второе издание, но новых материалов в нём не появилось.

Работа разделена на три книги, каждая из них — на разделы; каждый раздел посвящён одному философу, философской школе или периоду.

Реакция на книгу была смешанной, особенно со стороны академических исследователей. Рассел был в какой-то мере встревожен этим обстоятельством[2]. Роджер Скрутон написал, что книга остроумна и элегантно написана, но её недостатки в концентрации на докартезианской философии, недопонимании философии Канта, излишних обобщениях и пропусках[3].