Финн, Виктор Константинович


Ви́ктор Константи́нович Финн (род. 15 июля 1933, Москва) — советский и российский философ, учёный, доктор технических наук, заведующий отделением интеллектуальных систем РГГУ, член Диссертационного совета Д 002.073.05 по защите докторских диссертаций при ФИЦ ИУ РАН, член редколлегии журнала «Научно-техническая информация», член Научного совета Российской ассоциации искусственного интеллекта, член Международной ассоциации оснований науки, заслуженный деятель науки РФ.

В 1957 г. Виктор Константинович окончил философский факультет МГУ, а в 1966 — механико-математический факультет МГУ. В 1950-е годы — член Московского логического кружка, который покинул вместе с А. А. Зиновьевым и рядом других участников.

С 1957 г. работал в Отделе математической логики лаборатории электромоделирования в Институте точной механики и вычислительной техники АН СССР (зав. лаборатории — Л. И. Гутенмахер); в 1959 Лаборатория вошла в состав ВИНИТИ АН СССР, где он работал главным научным сотрудником, заведующим сектором интеллектуальных систем (зав. отделением — Гиляревский Руджеро Сергеевич). В 2016 году исследовательская группа, возглавляемая В. К. Финном, перешла на работу в Федеральный исследовательский центр «Информатика и управление» РАН.

Тема кандидатской диссертации (1975) — «Логические проблемы информационного поиска», докторской диссертации (1990) — «Правдоподобные рассуждения в экспертных системах с неполной информацией».

В РГГУ (МГИАИ) с 1979 г.[1] Читает курс лекций по математической логике и применению логических методов в социологии и социальной психологии в РГГУ, а также заведует отделением интеллектуальных систем в гуманитарной сфере РГГУ.

Разработал концепцию представления интеллектуальной деятельности посредством квазиаксиоматических (открытых) теорий, реализующих правдоподобные рассуждения в решателях задач типа «правдоподобный вывод + достоверный вывод». В решателях этого типа используется ДСМ-метод автоматического порождения гипотез, формализующий и расширяющий индуктивные методы Д. С. Милля. ДСМ-метод является вариантом современной теории индуктивного обучения, в которой используются автоматически порождаемые из фактов аргументы «за» и аргументы «против» исследуемого эффекта (плюс-гипотеза и минус-гипотеза);