История одежды


История одежды и текстиля — дисциплина, изучающая появление и использование текстиля и других материалов, а также прослеживающая развитие технологий изготовления одежды.

Ношение одежды является исключительно человеческой характеристикой, особенностью большинства человеческих обществ. Неизвестно, когда люди начали носить одежду, но антропологи считают, что шкуры животных и растительность использовались в качестве защиты от холода, дождя и солнца, особенно когда люди мигрировали в новые климатические условия. Одежда и текстиль — важная часть истории человечества. Они показывают технологический уровень развития цивилизации и обнаруживает, какие технологии были использованы в ходе обработки этих материалов. Социальный статус готового продукта отражает культуру сообщества, где он был произведен.

Для изучения одежды и текстиля используют материальные артефакты, обнаруженные археологами. Процесс производства текстиля запечатлён в искусстве и литературе. Существуют документы, касающиеся изготовления, использования и торговли тканями, инструментами и готовой одеждой. Изучение истории текстиля, особенно её ранних стадий, является частью исследований в области материальной культуры.

В некоторых случаях непросто разграничить понятия «исторического костюма» и «традиционной одежды»[1]. Этнографические элементы тесно связаны с историческим материалом, поэтому, как правило, сложно разделить исторические и традиционные компоненты костюма.[2]

Непросто определить и положение традиционного костюма в системе моды. Один из обсуждаемых вопросов — подвержен ли костюм воздействию моды и каким образом мода адаптирует элементы традиционного костюма[1]. Некоторые исследователи полагают, что принцип моды может быть идентифицирован и в традиционном костюме[2]. В то же время их рассматривают как противопоставленные системы. «Мода поддерживает героическую фигуру преодоления, националь­ный костюм, напротив, сосредоточен на сохранении границ»[3].

Теория моды является аналитической дисциплиной, связанной с изучением форм одежды, а также ее смысловых основ.[4][5] Теория моды связана с несколькими направлениями: изучением социальных аспектов и идеологической практики, исследованием экономических основ и маркетинговых стратегий, изучением аксиологических принципов и художественных особенностей элементов моды.[6] Теория моды — широкая исследовательская область, посвященная изучению как объектов материальной культуры (костюма, мебели, аксессуаров, предметов быта),[7] так и идеологических концепций, связанных с установлением системы ценностей.[8] В области теории моды, как правило, обозначают несколько основных направлений, основными из которых называют социальные теории, доктрину потребления, концепции телесного и проблему языка.[9]