История подводного кораблестроения


История подводного кораблестроения описывает хронологию и этапы развития конструкции и применения подводных лодок — обитаемых кораблей, способных управляться и автономно действовать в подводном положении.

Идея подводного судна уходит своими корнями в античные времена. В позднеантичном псевдоисторическом "Романе об Александре" Александр Македонский совершает погружение на морское дно в каком-то подводном аппарате. Переложения "Романа об Александра" стали чрезвычайно популярными в Средние века, как в Европе, так и на Востоке. Погружение Александра под воду изображалось на сопровождавших текст романа миниатюрах, изобиловавших фантастическими деталями. Так, на одной из миниатюр Александр погружается в аппарате, похожем на водолазный колокол, на другой — в вертикально стоящем цилиндре, на третьей — в стеклянной бочке. Александр Македонский одет то в персидский халат, то в мантию европейских королей XIII века. Неизвестно, могли ли стеклодувы в IV веке до н. э. изготавливать большие прочные стеклянные сосуды. Если Александр Македонский и погружался в морскую пучину, то на очень небольшую глубину, иначе аппарат просто бы не выдержал давления воды, и ненадолго, иначе воздух быстро бы стал непригодным для дыхания.

Первым успешно функционирующим подводным судном стала вёсельная подводная лодка голландского механика и физика начала XVII века Корнелиуса Дреббеля, построенная в Лондоне для 12 гребцов и трёх офицеров; хроника говорит, что сам король Иаков I был в числе этих офицеров. Для поглощения испорченного дыханием воздуха изобретатель приготовлял жидкость, подробности рецепта которой не сохранились.

В 1644 году Марен Мерсенн опубликовал «Физико-математические рассуждения» (Cogitata physico-mathematica), содержавшие в разделе «Phenomena Hydraulica» параграф «О судах, плавающих под водой» (De navibus sub aqua natantibus). В нем Мерсенн высказывал следующие замечания: он советовал строить субмарины похожими на рыб, причем оба конца делать одинаково заостренными; материалом должна служить медь; не задаваться большими размерами лодки; входные люки размещать так, чтобы людям было удобно выйти в критическую минуту; освещать внутренность подводной лодки фосфоресцирующими телами, чтобы не портить воздуха; для сообщения с атмосферным воздухом он предлагает трубы, доходящие до поверхности воды. Современники оставались равнодушны к идеям Мерсенан, но последующие изобретатели часто пользовались его сочинениями и мыслями.

В 1653 году в Роттердаме была построена подводная лодка длиной в 72 фута, шириною в 8 футов и высотой в 12 футов. Нос и корма представляли собой четырёхугольные пирамиды. В центре судна помещалось колесо с поворотными лопастями между непроницаемых переборок.

В России при Петре I крестьянин-самоучка Ефим Никонов в 1718—1728 годах занимался строительством «потаённого судна», однако все его работы окончились неудачей.