Ист-Ривер


И́ст-Ри́вер (англ. East River) — судоходный пролив в городе Нью-Йорке, США, между заливом Аппер-Нью-Йорк-Бей и проливом Лонг-Айленд, отделяющий нью-йоркские боро Манхэттен и Бронкс от Бруклина и Куинса. Связан с рекой Гудзон и проливом Харлем. Длина Ист-Ривера составляет 26 км[2].

Через пролив проходит один железнодорожный и семь автомобильных мостов (среди них Бруклинский мост, Манхэттенский мост, Вильямсбургский мост, мост Куинсборо), железнодорожный и два автомобильных тоннеля, а также десять тоннелей метрополитена. Кроме того, движение поездов метрополитена имеется также на Манхэттенском и Вильямсбургском мостах. Портовые сооружения, включая бывший военный порт (в Бруклине). По берегу вдоль Манхэттена проходит магистраль ФДР, здесь же — здание штаб-квартиры ООН. В районе Куинса у берега пролива — аэропорт Ла-Гуардия.

Пролив ежедневно меняет направление потока[3] и подвержен сильным колебаниям в своём течении, которые определяются его узостью и разнообразием глубин. Пролив судоходен на всём своём протяжении и до начала XX века был основной артерией для морского судоходства в Нью-Йорке[4]:392.

В проливе расположено несколько островов. На дне находятся турбины приливной электростанции Roosevelt Island Tidal Energy.

Как и другие водные артерии Нью-Йорка, Ист-Ривер фактически является риа[5]:5. Пролив образовался примерно 11 000 лет назад в конце последней ледниковой эпохи[6]. Выраженное изменение профиля между нижней и верхней частями пролива свидетельствует о прежней ледниковой активности. Верхняя часть (от пролива Лонг-Айленд до пролива Хелл-Гейт[en]), расположенная в целом перпендикулярно движению ледника, является более широкой, извилистой и имеет глубокие узкие бухты на обоих берегах, вымытые движением ледника. Нижняя часть (от Хелл-Гейт до залива Нью-Йорка) проходит с севера на юг параллельно ледниковому движению. Эта часть пролива намного уже и с прямыми берегами. Бухты в этой части в основном широкие и неглубокие.

Часть пролива под названием Хелл-Гейт — с голландского Хеллегат (нидерл. Hellegat), что означает «прозрачный пролив» или «свободный проход», как назвал её в 1614 году голландский мореплаватель Адриен Блок[7]:419–20 — узкий, бурный и наиболее опасный участок пролива. На этом участке встречаются приливы Нью-Йоркской бухты и проливов Лонг-Айленд и Харлем, что делает его особенно сложным для навигации. Ранее дополнительные трудности представляли скалистые образования, которыми был усеян Хелл-Гейт: всего насчитывалось около 12 островов и рифов[8]:91. Эти образования привели в своё время к нескольким кораблекрушениям, включая гибель в 1780 году британского фрегата HMS Hussar. Впоследствии участок был расчищен от всех выступов[9]:588–89. Приливный режим в Хелл-Гейте определяется приливами Атлантического океана и пролива Лонг-Айленд, испытывая также влияние пролива Харлем[8]:92–93.