Исхаков, Дамир Мавлявеевич


Дамир Мавлявеевич Исхаков (тат. Дамир Мәүләви улы Исхаков; род. 11 декабря 1951, Шемордан, Чурилинский район, Татарская АССР, РСФСР, СССР) — советский и российский учёный, этнограф. Доктор исторических наук (2000). Лауреат Государственной премии Республики Татарстан в области науки и техники (2003).

Дамир Мавлявеевич Исхаков родился 11 декабря 1951 года (3 января 1952 года по паспорту) в селе Шемордан Чурилинского района (ныне — Сабинского) Татарской АССР[1][2][3]. Из татарской семьи: отец — Мавляви Исхакович (1919—1988), из состоятельных крестьян, служил заведующим на складе; мать — Роза Габдрахмановна (урожд. Камалова, р. 1930), из мулл, работала бухгалтером[2][4][5].

Окончив татарскую школу в родном селе, в 1969 году уехал в Казань и поступил на историко-филологический факультет Казанского государственного университета имени В. И. Ульянова-Ленина, который окончил в 1974 году[2][1][6]. В студенческие годы увлёкся этнографией[6], участвовал в различных этнографических и археологических экспедициях под руководством А. Х. Халикова[2], что вылилось в дальнейшем в интерес к вопросу происхождения татар[7]. В 1974—1977 годах работал преподавателем истории в Икшурминской средней школе, написав и опубликовав в это время историю села[1][8][6]. В 1977 году поступил в аспирантуру при Институте этнографии имени Н. Н. Миклухо-Маклая Академии наук СССР, которую окончил в 1980 году[1][7]. Несмотря на сопротивление казанских научных кругов, в частности, негативную рецензию А. Х. Халикова, в том же году получил учёную степень кандидата исторических наук, защитив диссертацию «Расселение и численность татар в Среднем Поволжье и Приуралье в XVIII—XIX вв.» под научным руководством С. И. Брука[9][6][7]. В 1981 году вернулся в Казань, поступив на работу в Институт языка, литературы и истории имени Г. Ибрагимова Казанского филиала Академии наук СССР (в дальнейшем — Академии наук Республики Татарстан), где в 1987—1993 годах занимал пост заведующего отделом этнографии[10][7]. В 1988 году с подачи парткома института принят в члены КПСС, хотя был подвергнут критике как «националист»[11].