Этногенез татар


Этногенез татар — в настоящее время активно разрабатываемый историками вопрос. Существуют несколько теорий этногенеза татар. В научной литературе наиболее подробно описаны три из них[1]:

Продолжительное время наиболее признанной[2] считалась булгаро-татарская теория. В настоящее время большее признание получает тюрко-татарская теория[3].

Тюрко-татарская концепция происхождения татар развивается в работах Г. С. Губайдуллина, А. Н. Курата, Н. А. Баскакова, Ш. Ф. Мухамедьярова, Р. Г. Кузеева, М. А. Усманова, Р. Г. Фахрутдинова, А. Г. Мухамадиева, Н. Давлета, Д. М. Исхакова, Ю. Шамильоглу, И.Л.Измайлова и др.[4]

Сторонники данной теории считают, что она наилучшим образом отражает довольно сложную внутреннюю структуру татарского этноса (характерную, впрочем, для всех крупных этносов), соединяет в себе лучшие достижения других теорий[5]. Первоначально теория развивалась зарубежными авторами. Кроме того, встречается мнение, что одним из первых на сложный характер этногенеза, не сводимый к одному предку, указал М. Г. Сафаргалиев в 1951 году[5]. После того, как в конце 1980-х годов потерял актуальность негласный запрет на публикацию работ, выходящих за рамки решений сессии АН СССР 1946 года, а также перестали использоваться обвинения в «немарксизме» многокомпонентного подхода к этногенезу[6], данная теория была пополнена множеством отечественных публикаций[7].

В рамках теории булгаро-татарского происхождения татар ключевым моментом этногенеза татарского народа считается период существования Волжской Булгарии, когда у булгарского этноса, начавшегося складываться в Среднем Поволжье и Приуралье начиная с VIII века, сформировались основные этнокультурные особенности современных татар. По мнению сторонников теории, последующие периоды (период существования Золотой Орды, Казанского ханства, Русского государства) не оказали значительных влияний на язык и культуру булгаро-татарского народа, причём, в период Казанского ханства, булгарский («булгаро-казанский») этнос упрочил этнокультурные особенности, характерные для домонгольского периода и сохранил их (вместе с самоназванием «булгары»[12]) до 20-х годов XX века[13].

Основы теории были заложены в 1920-е годы в трудах Н. Н. Фирсова и М. Г. Худякова и отражали активно внедрявшиеся в гуманитарные науки идеи марксизма в форме теории стадиальности и автохтонного происхождения народов[13][14]. После специальной научной сессии по происхождению казанских татар, организованной 25—26 апреля 1946 года Отделением истории и философии АН СССР совместно с Институтом языка, литературы и истории Казанского филиала АН СССР, положения булгаро-татарской теории приобрели статус официальных: