Исхак-бей Хамидид


Мубаризеддин Исхак-бей (тур. Ishak Bey, ум. не позднее 1335) — правитель бейлика Хамидогуллары, сын Дюндара-бея.

Отцом Исхака был Дюндар-бей, которого считали самым могущественным из современных ему анатолийских беев[1]. Поскольку анатолийские беи перестали признавать власть ильхана, в 1326 году бейлербей Анатолии сын Чобана, Тимурташ[англ.], разорил бейлики Караманидов и Эшрефидов[2][3]. Затем Тимурташ напал на Дюндара-бея, который не смог оказать сопротивления и бежал в Аланию. Племянник Дюндара, правивший в Алании, выдал дядю Тимурташу. Дюндар был казнён, к началу 1327 года его уже не было в живых[1][2][3][4][5].

Когда Дюндар-бей погиб, Исхак-бей уехал в Египет, желая отомстить за отца[2]. Сын Исхака, Хызыр, управлял в Эгридире северной частью бейлика от имени отца, пока тот был в Египте[2]. Исхак привёз в Каир письмо от Караманоглу Ибрагима-бея, находившегося в союзе с мамлюками, к султану Мелик Насыру. Перед лицом султана Исхак обвинил Тимурташа в убийстве Дюндара и потребовал наказания для убийцы[6][7]. Согласно источникам, Мелик ан-Насир изменился в лице после прочтения содержания письма. Он поставил Исхака и Тимурташа лицом к лицу и дал Исхаку обвинить убийцу отца, а затем попросил у Тимурташа объяснений. Позже султан ан-Насир написал Караманоглу ответ, сообщив, что признал Тимурташа виновным. Послы ильхана Абу Саида Хана требовали выдать им Тимурташа, в итоге султан ан-Насир решил, что самым лучшим будет казнить Тимурташа. В августе 1428 года убийца Дюндара был казнён[8][9]. Когда Исхак вернулся в Эгирдир в 1328 году, временное правление его сына Хызыра закончилось[8], и Хызыр опять стал править в Улуборлу[2]. Исхак получил всю территорию своего отца[10].

Во время правления Исхака, в 733 (1332/33) году, бейлик посетил Ибн Баттута. Путешественник писал, что побывал в медресе Дюндара-бея напротив мечети Хызыра-бея в Эгридире. По словам Ибн Баттуты, султан Эгридира, бывший одним из ведущих правителей Анатолии, принимал его в течение месяца Рамадан. Исхак-бей, согласно Ибн Баттуте — доброжелательный и религиозный человек, каждый день посещавший мечеть во второй половине дня и слушавший чтение сур[2][3][7]. Он был щедрым человеком, занимавшимся благотворительностью. Ещё при жизни отца он совершил хадж[7].