И-Z


И-Z (И-ЗЕТ) — советский истребитель спроектированный конструктором Д. П. Григоровичем специально для использования динамореактивных («безоткатных») орудий — авиационных пушек Курчевского АПК-4 калибра 76,2 мм. Строился серийно в 1933—1935 годах. Всего был выпущен 71 экземпляр. Из-за недоведëнности вооружения и собственной «переходной» схемы так и не достиг боеготового состояния, но на его основе был разработан более совершенный истребитель ИП-1.

К началу 30-х годов живучесть самолетов значительно возросла — оружие винтовочного калибра не могло привести к гарантированному поражению, даже после значительного числа попаданий. Это привело к идее установки на истребитель динамо-реактивных пушек (ДРП) разработанных инженером Леонидом Васильевичем Курчевским. Летом 1930 Д. П. Григоровичу было дано задание на проектирование истребителя под маркой «Z» (по плану ЦКБ — № 7) вооруженного двумя АПК-4 калибра 76,2 мм. Проектирование и постройка велась изолированно от других проектов.

Первый экземпляр был выпущен летом 1931 года. Испытания проводили Б. Л. Бухгольц и Ю. И. Пионтковский. Второй опытный И-Z бис вышел в 1932 году. Прототипы оснащались двигателями «Юпитер-VI». Конструкция крыла выполнялась из нержавеющей стали «Энерж-6» и обтягивалась полотном. Доработки как самолета, так и вооружения проходили по мере испытаний. Был выявлен ряд конструктивных и эксплуатационных дефектов, главным из которых было то, что конструкция истребителя выдерживала не более 200—300 выстрелов из пушек, после чего самолет требовал ремонта. Неубираемое шасси и внешняя подвеска пушек увеличивали аэродинамическое сопротивление и скорость самолëта достигала всего 259 км/ч. Из-за конструктивного несовершенства авиационные пушки серии АПК всë время дорабатывались конструктором Леонидом Курчевским. Несмотря на выявленные недостатки истребитель был запущен в серию.

В 1933 году на московских заводах была выпущена серия в 21 машину. Вооружение — 2 пушки АПК с крыльевыми кассетами на 6 снарядов (+1 в стволе). В серии ставили двигатель М-22 × 480 л. с. Затем производство передали в Харьков, где было построено ещё 50 экземпляров. Серийные модели отличались от опытных кольцом Тауненда на двигателе и деревянной конструкцией крыла.

Фюзеляж металлической конструкции, в котором передняя половина фюзеляжа была взята без изменения от истребителя И-5.

Каркас центральной части — ферма, сваренная из хромомолибденновых труб. Обшивка фюзеляжа дюралевая.[1]