КИМ-10


КИМ-10-50 — первый советский серийный малолитражный автомобиль[1]. За основу будущей модели был взят Ford Prefect  (англ.)[2]. Из-за начала Великой Отечественной войны производство автомобилей семейства КИМ-10-50/10-52/10-51 было прервано / не состоялось, позднее вместо него стал выпускаться аналогичный ему автомобиль — Москвич-400, представляющий собой воссозданный на ЗМА, по уцелевшим экземплярам, кузов Opel Kadett образца 1936 года, полученный по итогам войны.

В декабре 1930 года постановлением Всесоюзного автотракторного объединения Московский государственный автосборочный завод № 2, где собирались автомобили Ford Model A и Ford Model AA, стал именоваться «Государственный автосборочный завод имени КИМ». В 1933 году завод становится филиалом ГАЗа и переходит на сборку автомобилей ГАЗ-А и ГАЗ-АА. 10 января 1939 года согласно постановлению №36 СНК СССР организовывалось производство малолитражных легковых автомобилей на Московского автособорочном заводе имени КИМ. В 1939 году завод становится самостоятельной частью Глававтопрома и получает название «Московский автомобильный завод имени КИМ». Сборка грузовых автомобилей ГАЗ-АА была перенесена в Ростов на вновь созданный автосборочный завод.

На заводе был создан конструкторский отдел, возглавленный специалистом НАТИ (НАМИ) А. Н. Островцевым, в котором началось проектирование малолитражного автомобиля марки КИМ-10 (в двух вариантах — седан КИМ-10-50 и фаэтон КИМ-10-51), а чуть позднее и четырёхдверный седан модели 10-52, причём в соответствии с Постановлением №197 экономического совета при Совнаркоме СССР от 5 марта 1939 года за основу была взята британская модель Ford Prefect. Во-многом Ford британского производства был скопирован, особенно это касалось двигателя, коробки передач, ходовой части. Однако кузов был существенно доработан. Задание предусматривало разработку двух кузовов: двухдверного седан и двухдверного кабриолета. Оба кузова должны были быть четырехместными. Для проектирования кузова был организован конкурс на котором первое место заняла модель выполненная художником Горьковского автозавода В.Я. Бродским.

КИМ-10 задумывался как «народный автомобиль», планировалось разыгрывать его в лотерею и продавать населению. 25 апреля 1940 года были собраны три опытных экземпляра автомобиля, после чего в декабре того же года началась его серийная сборка. Вместе с тем автомобиль подвергся разгромной критике Сталиным во время смотра автомобилей в Кремле. После этого было принято решение о производство автомобиля с четырехдверным кузовом получившим индекс КИМ-10-52. Оснастка для кузовного производства двухдверных автомобилей, равно как и первые полтысячи кузовов уже успели заказать американской фирме Budd. В дальнейшем производство кузовов предполагалось временно развернуть на ГАЗе, а поковки, рессоры и рамы должны были выпускать на ЗИСе. Однако после начала Великой Отечественной войны его производство прекратили[2]. Всего было выпущено, по разным данным, от 381 до 398 автомобилей[3].