Москвич-400


Москви́ч-400 — советский автомобиль I группы малого класса, выпускавшийся на Заводе малолитражных автомобилей в Москве («ЗМА», впоследствии — «МЗМА») с декабря 1946 по 1954 год. Первый массовый легковой автомобиль, продававшийся в СССР для индивидуального использования[1] — вместо ранее запланированного его аналога КИМ-10/10-52.

По конструкции был идентичен автомобилю Opel Kadett K38, выпускавшемуся в 1937—1940 годах в Германии предприятием Adam Opel A.G., принадлежащим американскому концерну General Motors. Согласно одним источникам, устройство было воссоздано после войны на основе сохранившихся экземпляров, так как оригинальная техническая документация не сохранилась[2], согласно другим, в частности, Долматовскому — по репарациям были получены и чертежи, и оборудование[3].

Москви́ч-401 — усовершенствованная версия с увеличенной мощностью двигателя и изменённой трансмиссией[3], выпускавшаяся с 1954 по 1956 год. В общей сложности за 10 лет было выпущено 216 006 седанов и 17 742 кабриолетов[1]. Розничная отпускная цена «Москвича-400» составляла 8000 рублей, «Москвича-401» — 9000 рублей.

Массовое производство легковых автомобилей в СССР началось в 1930 годы с моделей среднего и большого литража, выпускавшихся Горьковским автозаводом и московским Заводом имени Сталина. ГАЗ, впрочем, был загружен производством грузовых автомобилей до 70%, а АМО-ЗИС производил их и вовсе по остаточному принципу[4]. Легковые автомобили ГАЗ-М-1 (четырёх-), ГАЗ-11 (шести-) и ЗИС-101 (восьмицилиндровый) — сравнительно крупные, с достаточно мощными двигателями большого рабочего объёма. Они широко использовались в народном хозяйстве страны, в такси, службе скорой помощи (в том числе ЗИСы)[5], их получали по распределению или приобретали различные государственные и общественные организации, но в широкой розничной продаже они никогда не находились.