Седан


Седа́н — закрытый кузов легкового автомобиля с багажником, структурно отделённым от пассажирского салона (на ранних автомобилях багажник обычно имел вид прикреплённого к задней стенке кузова чемодана-кофра или отсутствовал), без подъёмной двери в задней стенке, обычно с двумя или тремя (например, ЗИМ или «Чайка» ГАЗ-14) рядами полноразмерных сидений - и выше, чем минивэн, хетчбэк, SUV и универсал.

Седаном может быть как трёхобъёмный, так и двухобъёмный, как двухдверный, так и четырёхдверный кузов.

Сегодня кузов «седан» ассоциируется преимущественно с трёхобъёмными кузовами, но исторически многие седаны были двухобъёмными; примеры — практически все седаны выпуска до конца 1930-х годов и седаны-фастбэки, в частности — ГАЗ-М-20 «Победа».

Заднее стекло на седане практически всегда жёстко закреплено в проёме и не опускается/не поднимается, хотя спинка заднего сиденья может быть либо оснащена лючком, либо откидываться (целиком или по секциям) для перевозки длинномерных предметов.

В 1960-е годы в США на автомобилях марки Mercury существовал уникальный тип кузова на базе седана (и хардтоп-седана) с фирменным названием Breezeway (см. илл. справа), имевший в раннем варианте опускающееся заднее стекло (движущееся вверх-вниз по направляющим, как подъёмные стёкла боковых дверей; задняя стойка крыши при этом имела обратный наклон, а само стекло было расположено почти вертикально), а затем — откидное заднее стекло с электроприводом, нижняя кромка которого немного выдвигалась наружу для обеспечения проточной вентиляции салона, подобно задним боковым стёклам многих двухдверных автомобилей.

Седаны традиционно популярны в Северной Америке[источник не указан 2074 дня], причём до 1950-х — 1960-х годов двухдверные седаны были распространены в не меньшей степени, чем четырёхдверные. Во второй половине 1950-х — 1960-е годы седан в Северной Америке отошёл на задний план, так как основным типом автомобильного кузова стал двухдверный хардтоп, однако в 1970-х, после упадка хардтопов, популярность вновь завоевали седаны, причём теперь уже в основном четырёхдверные, на которые там до самого недавнего времени приходилась основная масса выпуска легковых автомобилей (в последнее десятилетие их существенно потеснили кроссоверы — с середины 2010-х их в США стали продавать больше, чем седанов). Наряду с четырёхдверными, на североамериканском рынке до сих пор периодически встречаются и двухдверные седаны, как правило из маркетинговых соображений получающие фирменное обозначение «купе».