Кабиры


Кабиры (др.-греч. Κάβειροι) — древние божества древнегреческой и более ранней мифологии[1][2]. По мнению Геродота, культ Кабиров греки заимствовали у пеласгов.

По общему представлению, Кабиры — это великие боги, имевшие силу избавлять от бед и опасностей. В то же время эти боги-спасатели считались грозными божествами, карающими за проступки. Ими клялись и их отождествляли с диоскурами (чаще всего), куретами, тельхинами и корибантами. Из этого отождествления выводят и их основные черты, считая их богами света, огня, полей, плодородия земли. Кабиры спасают терпящих бедствие мореходов[3].

Отрывочные сведения о них у древних писателей встречаются не ранее VI века до н. э.; по ним нельзя даже твердо установить родину культа Кабиров. По одним — этот культ пеласгического происхождения[4], по другим — он занесен в Грецию из Фригии. Культ Кабиров пользовался в древности большим уважением и был распространен едва ли не во всех греческих городах; преимущественно их чтили в Беотии, на Самотраки, Дилосе, Лемносе и др.

По некоторым данным, Кабиры родились на Лемносе[5]. Их храм у Фив в роще Деметры Кабирии[6]. По рассказу Павсания, к кабиру Прометею и его сыну Этнею явилась Деметра и поручила нечто их хранению. При походе Эпигонов на Фивы аргивяне изгнали культ Кабиров, и таинства прекратились. Пеларга и Истмиад восстановили празднества[7]. Афинянин Мефан установил совершение таинств Кабиров и для фиванцев[8]. Святилище Кабиров также находилось в Анфедоне[9]. Их священная область позднее — Пергамское царство[10]. Египетские Кабиры — сыновья Гефеста[11].

Как отмечает Страбон, божеств на Самофракии многие отождествляют с Кабирами, но не могут объяснить, кто такие Кабиры[12]. Во время плавания аргонавты посетили кабиров на Самофракии, что описывалось в сатировской драме Эсхила «Кабиры» (фр. 95-97 Радт), где кабиры угощали их вином[13]. На этом острове кабиры почитались именно как покровители мореходства[14].

В Самофракии существовало особое сословие Кабиров-жрецов, на обязанности которых лежало устройство в их честь торжественных процессий, переходивших из одного святилища в другое и сопровождавшихся шумной музыкой и танцами. Ритуал самофракийских мистерий, скорее всего, представлял собой танец вооружённых юношей, которые сопровождали его бряцаньем оружия[14]. Марк Туллий Цицерон называет эти празднества оргиями и говорит, что они происходили ночью. Среди участников этих мистерий были и женщины, но в количественном отношении их было значительно меньше[15]. Плутарх, например, сообщает о том, что Филипп и Олимпиада Эпирская познакомились во время посвящения в мистерии кабиров на Самотраки[16].