Кадиш


Кадиш (кадди́ш[1], иуд.-арам. קדיש‎ — «святой») — молитва в талмудическом иудаизме, прославляющая святость имени Бога и Его могущества и выражающая стремление к конечному избавлению и спасению.

Кадиш составлен на арамейском языке (точнее — на вавилонском иудейско-арамейском[источник не указан 870 дней]), отдельные слова и заключительная фраза — на библейском еврейском языке. В тексте этой молитвы нет прямого обращения к Богу, а Его имя заменено местоимением «Он» или эпитетами[1].

Слово «кадиш» как название молитвы впервые встречается в Талмуде в трактате Софрим[ивр.] (10.7 и др.)[2]. Первоначально Кадиш произносили после чтения главы Торы и Таргума (перевода прочитанного на арамейский язык), а также после агадической проповеди на этом же языке[2][3]. Форма проповеди, вероятно, оказала значительное влияние на стиль Кадиша (риторический приём обращения к Богу в 3-м лице, эсхатологические упования) и на его обиходный иудео-арамейский язык[1]. Кадиш де-рабанан («Кадиш раввинов») читают в подобных случаях и в наши дни. Вместе с тем, уже в период Мишны Кадиш стал существенной частью синагогального богослужения[1][4].

Эту молитву читают только при наличии миньяна (не менее чем десяти взрослых евреев-мужчин), стоя, обратившись лицом в сторону Иерусалима[1][5].

Слово «кадиш» (קדיש‎ — «святой») является иудео-арамейским Талмуда (не арамейским)[6][нет в источнике].