Молитва в иудаизме


Моли́тва в иудаи́зме — под словом «молитва» в талмудическом иудаизме обычно подразумевают как общинную молитву, так и личную мольбу[1]. Различают молитвы Торы (Храма) и Талмуда (синагог). Молитва может быть разнообразной[2][3][4]: תפלה‎ (тфила — «молитва»), ברכה‎ (браха — «благословение»), תודה‎ (тода — «благодарение»), תהלה‎ (тхила — «хваление»), תחנה‎ (тхина — «мольба»), עתירה‎ (атира — «моление»), רנה‎ (рина — «ликование»), שבעה‎ (шава — «вопль»).

Большинство иудейских молитв составлены из трёх частей[5] (Шмоне эсре (Амида), Ме-эн шева, Биркат ха-мапиль, Биркат ха-мазон, Биркат коханим, Иштабах, Кадиш, Кдуша, молитва в канун беды[6], молитвенные псалмы 28 и 135):

Молитва включает в себя приветствия (в начале и конце)[7], прошение, которые сопровождаются земными поклонами[8].

В Танахе обращение к Богу обозначено, в основном, словом тфила (תְּפִלָּה‎ — «молитва»), которое происходит от корня פלל‎ (палаль) со значением «надежда»[9]. Слово тфила отсутствует в Торе, но встречается в остальных книгах Танаха; разные формы глагола палаль со значением «молиться» встречаются в Танахе более 70-и раз, начиная с книги Бытия. Употребляют и другие слова: тхина («мольба»), тхила («хвала»), однако тфила употребляют только для обращения к божеству (Богу или идолу, см. Ис. 44:17). В обиходе термин тфила толкуют расширительно и относят к таким элементам литургии, как Кол нидре, Шма[10][11][12].

Молитва (תפלה‎, тфила) Давида. Услышь, Господи, правду [мою], внемли воплю моему, прими мольбу из уст нелживых