Биркат ха-мазон


Биркат ха-мазон (ивр. ברכת המזון‎ — «благословение пищи») в талмудическом иудаизмеблагословения Богу после съеденной с хлебом пищи. Является одной из 613 заповедей, записанных в свитке Торы.

Итак, храни заповеди Господа, Бога твоего, ходя путями Его и боясь Его, ибо Господь, Бог твой, ведёт тебя в землю[1] добрую,
в землю, где потоки вод, источники и озёра выходят из долин и гор,
в землю, где пшеница, ячмень, виноградные лозы, смоковницы и гранатовые деревья,
в землю, где масличные деревья и мёд,
в землю, в которой без скудости будешь есть хлеб твой и ни в чём не будешь иметь недостатка,
в землю, в которой камни — железо, и из гор которой будешь высекать медь.
И когда будешь есть и насыщаться, тогда благословляй Господа, Бога твоего, за добрую землю, которую Он дал тебе.

Основная тема молитвы «Биркат ха-мазон» — благодарность евреев Богу за Землю Израильскую и насыщение её плодами (Втор. 8:6—10).

Амрам гаон является первым составителем полного синагогального богослужения[2]. В своём сборнике молитв «Седер рава Амрама гаона» он указал особую молитву «Биркат ха-мазон» на поминках[3] (см. хевра кадиша, чума). Исследователи отмечают, что молитвенник, который приписывают Амраму гаону, написан группой третьих лиц[4][5]. В сефардском сборнике молитв «Седер ха-тфилот ме-сидур» 1552 года, врача-раввина Исаака бар-Шемтова, вовсе нет упоминания затрапезной молитвы «Биркат ха-мазон».

Исследователи утверждают, что Амрам гаон следовал вавилонской традиции[6], однако в молитве «Биркат ха-мазон» наличествуют стихи из Танаха, что свойственно палестинской традиции. В четвёртом благословении поминок присутствуют много талмудических выражений иудео-арамейского языка. Также в четвёртом благословении заметно необычное начало шаблона молитвы без слова «Господи». Состоит из семи утверждений.