Число семь в иудаизме


Число́ семь в иудаи́зме (7; семёрка) — в Танахе, Талмуде, Мидраше и числовой мистике (каббале) по значению стоит на первом месте, за которым следуют числа три, четыре и десять[1].

Уже у древних евреев преобладала десятичная система счисления, как видно из того, что в еврейском языке имеются отдельные названия для чисел от одного до десяти; для дальнейших чисел число десять служит высшей единицей[2]. Тем не менее, в религиозном обиходе чаще встречается число семь, что наводит на мысль, что в более глубокой древности существовала семеричная система; это видно также из того, что в преданиях о первобытных временах человечества число семь повторяется часто[3][2].

Числа от 1 до 10 в древнееврейском языке являются именами прилагательными, с особыми формами для мужского и женского родов; остаётся непонятным, почему родовые окончания имён числительных прямо противоположны родовым окончаниям имён существительных и прилагательных. В книгах Танаха нет особых знаков для чисел; они выражаются словами; лишь в талмудическое время стали отмечать числа отдельными буквами[1].

Число семь, игравшее большую роль в астральной системе вавилонян, где почитались семь таинств, пользовалось особо важным значением у древних семитов, они клялись этим числом, отчего не только у евреев, но и у ассирийцев, арабов, арамейцев, эфиопов и других, из этого слова образовались слова для обозначения присяги (глагол שבע‎ и существительное שבועה‎). Поэтому в Танахе это число встречается в связи с клятвенными заверениями[1].

Также у многих семитов существовал культ Луны; 7 дней недели соответствуют делениям лунного месяца на 4 периода по четырём лунным фазам. 7 дней для праздников Суккот и Песах объясняются тем, что эти праздники должны продолжаться полную неделю; трудно установить, связан ли семинедельный промежуток между Песахом и Шавуотом со святостью числа семь[1].

Число семь выступает также в семилетнем периоде «шмиты» и 50-летнем периоде семи шмит в йовель, хотя здесь, как и в других местах, не выдвигается религиозное значение числа семь. Менора в Храме имела 7 светильников; 7 быков и 7 овец приносились в жертву в праздничные дни[1].