Число три в иудаизме


Число́ три в иудаи́зме (3; рус. тро́йка; ст.‑слав. тро́ица) — в Танахе, Талмуде, Мидраше и числовой мистике (каббале) по значению стоит на втором месте сразу за числом семь, опережая четыре и десять[1].

Числа от 1 до 10 в древнееврейском языке являются именами прилагательными с особыми формами для мужского и женского родов; остаётся непонятным, почему родовые окончания имён числительных прямо противоположны родовым окончаниям имён существительных и прилагательных. В библейских книгах нет особых знаков для чисел; они выражаются словами; лишь в талмудическое время стали отмечать числа отдельными буквами[1].

Значимость числа три лежит в библейских ежегодных трёхкратных паломничествах всех мужчин к Храму, трёхкратной молитве в течение дня, в трёхдневных, трёхмесячных или трёхгодичных сроках для совершения какого-либо акта; в трёхкратных поклонах, трёх священнических благословениях; сюда же относится часто упоминаемый обычай нападать на врагов с трёх сторон[1]. Однако, славянское слово «троица» в Священном Писании не встречается[2].

Следующее место за числом семь, по значению в Библии, занимает число три. Возможно, что исторически исходным пунктом для сильного выдвигания числа три стала его роль в вавилонском представлении ο мире, состоящем из трёх частей: неба, земли и преисподней[1]. Авторы ЕЭБЕ предлагают для сравнения аналогичные фразы из Библии[1]:

Три с половиной периода времени у Даниила — «времени и времён и полувремени» (Дан. 7:25, 12:7) — это половина семи, отмечают авторы ЕЭБЕ[1]. В палестинской традиции чтение Торы распределяли на 3.5 года так, чтобы за 7 лет прочесть Тору дважды[3].

В Талмуде написано ο трёх лицах, связанных общей любовью; ο трёх лицах, свободных от адской кары[13].