Амида (молитва)


Амида (ивр. עֲמִידָה‎ — «стояние») — одна из основных молитв в иудаизме, центральный элемент ежедневного богослужения. Часто называется также «Шмоне эсре» (שְׁמֹנֶה עֶשְׂרֵה‎ — «восемнадцать») по числу первоначально входивших в неё благословений. В Талмуде обычно называется просто «молитва» (תְּפִלָּה‎ тфила).

В Библии встречаются неоднократные указания на факт совершения молитв (например, Быт. 20:17, 2Цар. 12:20). Однако, в древности еврейские молитвы не имели канонизированных текстов и порядка произнесения; основную часть богослужения составляли жертвоприношения. Лишь в эпоху после вавилонского пленения (VI в. до н. э.) молитвы подверглись регламентации и было определено, каким образом и когда следует читать главную молитву дня.

В Талмуде (Брахот, 33а) сказано, что первые формулировки текста молитвы амида были составлены великим собранием (иудейским религиозно-законодательным советом, существовавшим в V—III в. до н. э.). До разрушения второго храма (70 г. н. э.) молитва не имела установленного текста, была определена только общая структура: каждая часть молитвы завершалась стандартной формулой благословения (…בָּרוּךְ אַתָּה יְהוָה — Благословен Ты, Господи…), начало молитвы посвящалось прославлению Бога, конец — благодарению Бога, в середине шли собственно просьбы.

До эпохи таннаев существовал запрет молиться по установленному, а тем более записанному тексту[1]. Однако после разрушения храма и прекращения храмовой службы молитва стала единственно возможной формой богослужения и тем самым приобрела особое значение. Было решено, что амида является в некотором роде заменой совершавшихся в храме жертвоприношений, в соответствии с библейским стихом «Возьмите с собою [молитвенные] слова и обратитесь к Господу; говорите Ему: отними всякое беззаконие и прими во благо, и мы принесем жертву уст наших» (Ос. 14:3). Поэтому во II в. н. э. при наси Гамлиэле II было решено зафиксировать текст общественных и частных молитв. Тем не менее, он до сих пор незначительно различается в различных богослужебных канонах.

Число благословений установили — восемнадцать[2], по Талмуду — в соответствии с числом упоминаний имени Бога в молитве шма и 29-м псалме. Тем не менее, в окончательном варианте благословений оказалось на одно больше — девятнадцать. Талмуд объясняет это тем, что Гамлиэль II предложил составить для амиды дополнительное благословение, направленное против отступников и еретиков, которое и было сформулировано Шмуэлем малым. По другим источникам, однако, указанное благословение входило в амиду изначально, а дополнительное благословение появилось в результате разделения на две молитвы о восстановлении храма и царства.