Каноны богослужения в иудаизме


Канóны богослужéния в иудаи́зме (греч. κανών — «прямая палка, шнур, линейка»[1], от κάννα — «тростник, трубка»[2], от ивр. קנה‎ — «тростник»[3][4]), также носах[5] (נֹסַח‎), нусах[5] (נֻסַּח‎) — распорядок молитв, принятый в определённой иудейской общине.

Изначально иудаизм был религией Израильских племён, населявших Ханаан. Центром религии с X века до н. э. стал Храм в Иерусалиме. После разрушения Храма в начале VI века до н. э. иудейское богослужение, состоявшее в первую очередь из жертвоприношений, вынужденно изменило свой характер и стало состоять из молитв. В связи с появлением диаспоры молитвенное богослужение сохранило своё значение и после восстановления Храма. Исследователи[кто?] полагают, что в канун иудейского восстания 10% населения Римской империи составляли иудеи. После разрушения Храма в 70 году н. э. и изгнания иудеев из Иерусалима центры иудаизма переместились в другие регионы.

В I тысячелетии н. э. появились 2 центра сосредоточения иудейской учёности, один — Вавилония, другой — Палестина, между которыми имелись различия в ряде религиозных вопросов. Позже, вследствие разбросанности иудейских общин появились и другие литургические традиции, которые оформились в различные молитвенные каноны. Тогда же в иудаизме появилась потребность в записи религиозных текстов, в том числе и текстов молитв.

Первым молитвенником стал «Седер рава Амрама гаона», составленный в IX веке главой сурской академии в Мата-Мехасии Амраном гаоном для барселонской общины, который он стал основой для создания молитвенного канона иудейских общин[6][7]. Целью создания cидура Амрама гаона было установить доминирование вавилонского центра над иудейскими общинами других стран[8]. Также известны сидуры: Саадии гаона (X век), Маймонида (XII век), махзор Витри, написанный учеником Раши (XI век)[9].

Сефардский канон (נוסח הספרדים‎, нóсах[10] ха-сфаради́м) — в Средние века евреи называли Испанию как «Сфарад», отсюда название «сефардские евреи» или «сефарды». Первоначально название сефардского канона было «По обычаю сефардов» (כמנהג הספרדים‎, ке-минхáг ха-сфаради́м). Сегодня принято называть этот канон «Канон сефардов и восточных общин» (נוסח הספרדים ועדות המזרח‎, нóсах ха-сфаради́м ве-эдóт ха-мизрáх), так как восточные евреи (мизрахим), в прошлом использовавшие другие каноны, в большинстве своём переняли канон сефардов.