Шавуот


Шавуо́т (др.-евр.שָׁבוּעוֹת‏‎[1], ашкеназ. Шву́эс, Шви́ес), также Пра́здник седми́ц (חַג שָׁבֻעֹת[2]), День пéрвых плодо́в (יוֹם הַבִּכּוּרִים[1]) — праздник в иудаизме, один из трёх паломнических праздников, первоначально бывший праздником первой жатвы, или первого снопа, а в последующем стал отмечаться 6 сивана, на 50 день омера. Основной религиозный смысл праздника — дарование евреям Торы на горе Синай при исходе из Египта. За пределами Земли Израильской праздник продолжается 2 дня.

Из приведённых текстов явствует, что Шавуот в книгах Исход 23:16, 34:22 и Числа 28:26 — это праздник первой жатвы пшеницы. А вот тексты в книгах Числа 23:15 и Второзаконие 16:9 говорят, что праздник Шавуот (хлебное приношение) уже нужно совершать на 50-й день сбора пшеницы, а не на первый день, как в книгах Исход и Числа. Однако в первый день жатвы нужно принести первый сноп кохену, чтобы он вознёс его Богу, как жертву (Левит 23:10), но этот первый день уже праздником перестаёт быть. Видно, как праздник переходит от начала жатвы, на её конец. Так же можно видеть, что Шавуот не имеет конкретной даты его проведения, как её имеет Суккот (Числа 23:34 В 15-й день этого 7-го месяца — праздник Суккот) и Песах (Числа 9:2 Пусть сыны Израиля принесут пасхальную жертву в срок. Принесут её в срок, 14-го числа этого (первого) месяца в сумерки). Это говорит о том, что день начала жатвы в каждом году проходил в разные даты. Примечательно, что Шавуот в Торе не фигурирует, как день дарования Торы, а идёт в канве идеи первых приношений Богу (бикурим).

Судей 11:39 «И стало это законом (חק) в Израиле: каждый год выходят дочери Израиля оплакивать дочь Ифтаха из Гилада, (в течение) четырёх дней в году». Возможно это 4 дня после окончания жатвы злаковых в Израиле. Время Шавуота.

2-я Паралипоменон 8:12 «Тогда вознёс Соломон всесожжения Господу на жертвеннике Господа, который построил он перед внешним залом [храма]. А то, что касается [жертв, которые предписано] возносить изо дня в день — согласно закону Моше: для Суббот, для Новомесячий, для праздников три раза в год: праздник Мацы, праздник Шавуот, праздник Суккот».

Это может показаться странным, но отдельного трактата Шавуот в разделе Мишны нет. Несмотря на то, что Шавуот – один из трёх паломнических праздников (Песах, Шавуот, Суккот) и в Мишне есть отдельный трактат Песахим, как и есть трактат Сукка, где в подробностях рассматриваются аспекты этих праздников.

На 50-й день после исходa из Египта евреи приближаются к горе Синай и получают от Бога Тору, этим самым заключая с Ним договор быть Ему «царством священников и святым народом» (Исх 19:6), то есть исполнять всем сердцем новые заповеди, которые Бог даёт еврейскому народу, и распространять знание о Боге по всему миру.