Биркат ха-мапиль


Биркáт ха-мапи́ль[1] (ивр. ברכת המפיל‎ — «благословение „Набрасывающий“») в талмудическом иудаизме — фарисейская[2][3] молитва перед сном, в которой присутствует надежда на оживление мёртвого тела. В Средневековье бытовала идея о том, что во сне душа покидает тело, а по пробуждении душа возвращается в тело. По этой аналогии полагали, что смерть — сродни сну, и после смерти возможно оживление[4].

Молитва «Биркат ха-мапиль» составлена из трёх фраз, и так же, как и молитва «Элохай нешама» имеет общую тему надежды на Воскресение мёртвых и, соответственно, — связаны между собой в единое целое, которые, по времени произнесения, — отделены сном. Однако, молитва «Биркат ха-мапиль» начинается и оканчивается формулой «Благословен», а молитва «Элохай нешама» лишь оканчивается этой формулой. В молитве «Биркат ха-мапиль» повторяется упоминание о качестве Всевышнего как «Просветляющего» в каждой из трёх частей.

Согласно Маймониду и его книге «Мишне Тора» еврей обязан сначала произнести молитву «Биркат ха-мапиль» на своей постели перед сном в конце дня[20], а после зачитать библейский стих «Внемли Израиль, Господь — Бог наш, Господь — один»[21] (Втор. 6:4).

Согласно же Талмуду (Брахот 60 б) вначале зачитывает библейский отрывок (Втор. 6:4—9)[21], а после произносит молитву «Биркат ха-мапиль» и засыпает.

Редакции молитвы «Биркат ха-мапиль» сидура Саадьи гаона, книги «Мишне Тора» Маймонида, Талмуда — существенно различны.

Изначально, для молитвы на сон грядущий был предназначен пиют «Адон олам»[23][24], однако сейчас эту молитву поют в начале утреннего богослужения в синагоге.