Элохай нешама


Элохай нешама (Элогай Нешама[1][2], ивр. אלהי נשמה‎ — «Боже мой, дыхание»[3]) в талмудическом иудаизме вавилонской традиции — молитва по пробуждении ото сна, в которой присутствует надежда на оживление мёртвого тела. В Средневековье бытовала идея о том, что во сне душа покидает тело, а по пробуждении душа возвращается в тело. По этой аналогии полагали, что смерть — сродни сну, и после смерти возможно оживление[4].

Саддукеи (ессеи, самаритяне, караимы) отвергали идею фарисеев[5][6] о воскресении мёртвых[7]. Вера в воскресение мёртвых является краеугольным камнем иудаизма так, что отрицающие этот догмат «неверные» евреи раввинами выводятся за рамки народа Израильского[8]. Раввины отказывали «неверным» саддукеям в воскресении после смерти[9].

Также главной темой 2-го благословения фарисейской молитвы «Амида» является воскресение мёртвых. Молитва «Элохай нешама» — основана на библейском стихе «И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою» (Быт. 2:7).

С верой в воскресение мёртвых связываются некоторые обычаи при погребении мёртвых евреев, сохранившиеся до настоящего времени и тесно связано представление ο божественном воздаянии в день всеобщего восстания из мёртвых.

«Акт молитвы в иудаизме — это больше, чем процесс ума и движения губ. Это акт, который происходит между человеком и Богом — в присутствии Бога. Истинное происхождение молитвы, как мы сказали выше, не в эмоциях, а в озарении. Внутреннее видение тайн реальности, чувство чудесного, не поддающегося описанию — вот что позволяет нам молиться».