Кол нидре


Кол нидре́ (коль нидрей, иуд.-арам. כָּל נִדְרֵי — «все обеты») — молитва, читаемая в синагоге в начале вечерней службы праздника Йом-кипур. Провозглашение отказа от обетов, зароков и клятв, относящихся только к давшему их.

Молитва «Кол Нидре» была создана в Испании[1]. Обычно её произносил лишь хаззан. В сидуре раввина Амрама отсутствует.

Называется по первым двум словам, которыми начинается. Была введена в литургию, вопреки авторитетным мнениям многих раввинов[кто?]. Нередко противники евреев[кто?] пользовались ей для обоснования своих утверждений, что присяга для евреев — не обязательна, а потому ей нельзя верить. Это привело к созданию специальной присяги для евреев.[источник не указан 915 дней]

Накануне Йом-кипура до заката солнца раскрывают дверцы ковчега и двое раввинов или наиболее уважаемых членов общины вынимают два свитка Торы. Они становятся по обеим сторонам кантора и втроём произносят формулу, относящуюся ко всем молитвам этого праздника и гласящую: «В заседании трибунала небес и трибунала земли, с разрешения Господа, да будет благословенно имя Его, и с разрешения святой общины мы считаем себя вправе молиться с грешниками». Затем кантор поёт молитву Кол нидре, написанную на арамейском диалекте и известную по своему грустному напеву, переходя постепенно от пианиссимо до фортиссимо. Молитву эту он повторяет три раза кряду. «Все обеты, обязательства, присяги и отлучения, называемые „конам, конас“ или каким бы то ни было другим именем, что мы обещали или поклялись или поручились, или которыми мы обязались от сего Дня всепрощения до будущего счастливого прихода Дня всепрощения, мы во всех их раскаиваемся. Да будут они считаться разрешёнными, прощёнными, уничтоженными, недействительными и лишёнными силы. Они не будут связывать нас и не иметь никакой силы над нами. Обеты не будут признаны обетами, обязательства не будут обязательными, а присяга — присягой». Вся община затем произносит: «И будет прощено всей общине сынов Израиля и чужеземцу, живущему среди них, ибо весь народ — в неведении» (Чис. 15:26). Эта формула также повторяется три раза.

Во многих общинах[каких?] сохранился обычай читать перед этим благословением стихи Чис. 14:19—20. Свитки завета ставятся на своё место и приступают к обычной вечерней молитве.