Казахстанские железные дороги


«Казахстан темир жолы» (КТЖ; каз. Қазақстан темір жолы — Казахстанские железные дороги; KASE: TMJL) — крупнейший оператор магистральной железнодорожной сети Казахстана. Полное наименование — Акционерное общество «Национальная компания „Қазақстан темір жолы“»[2][3][4].Главный офис КТЖ — в столице Казахстана Астане.

Единственным акционером компании является национальный фонд «Самрук-Казына», 100 % акций которого контролируется Правительством Республики Казахстан (через Комитет государственного имущества и приватизации в составе Министерства финансов РК).

На 31 декабря 2016 года общая задолженность КТЖ перед кредиторами составляла 1 239 679 774 000 тенге (эквивалент $3,6 млрд). Обслуживание кредита и других обязательств превышают доходы от пассажирских перевозок[5][6]. Перед девальвацией в августе 2015 года сумма задолженности превышала $6 млрд[7][8]. Также рассматриваются варианты оплаты долгов КТЖ за счёт пенсионных накоплений из ЕНПФ[9].

Объём капитальных вложений в 2012 году составил 499 млрд 515 млн тенге, что в 1,3 раза больше 2011 года. Грузооборот превысил уровень 2011 года на 5,4 % и составил 235,7 млрд тонно-км. По итогам 2012 года пассажирооборот составил 16,7 млрд пассажиро-км, что на 14 % выше показателя 2011 года. Чистый доход сложился на уровне 116,7 млрд тенге, что почти в 2 раза превышает уровень 2008 года. Производительность труда в 2012 году достигла 5,3 млн тенге на одного человека, что выше 2011 года на 15,2 %.

Протяжённость магистральных железнодорожных путей составляет более 14 тысяч км, основная часть (97,5 %) железнодорожной сети находится на территории Казахстана, 2,5 % — на территории приграничных районов России и Кыргызстана. Вдоль дороги расположено 720 станций и разъездных пунктов[10]. Парк грузовых вагонов — более 120 000 единиц, парк локомотивов — более 1200 единиц, 609 из которых обновленные и модернизированные[11]. Тяговый подвижной состав включает в себя тепловозы (в том числе ТЭ33А), электровозы, электропоезда, дизель-поезда, автомотрисы, дрезины и прочее самоходное оборудование. Нетяговый подвижной состав — различные вагоны (пассажирские, грузовые, вагоны-цистерны).

В число крупных индустриальных проектов, реализуемых КТЖ, входят две транзитные магистрали стратегического значения (Хоргос — Жетыген и Узень — госграница с Туркменистаном) и четыре крупных машиностроительных предприятия (локомотивосборочный завод, завод по сборке электровозов в Астане, завод по производству пассажирских вагонов в Астане и завод по сборке грузовых вагонов в Экибастузе).