Какабадзе, Давид Несторович


Давид Несторович Какабадзе (груз. დავით ნესტორის ძე კაკაბაძე; 8 [20] августа 1889[1], Didi-Kukhi[d], Кавказская администрация — 10 мая 1952[2][3][…], Тбилиси[2][4]) — грузинский живописец и театральный художник. Младший брат историка и филолога Саргиса Какабадзе.

В 1914 году Павел Филонов, Какабадзе, А. Кириллова, Э. Лассон-Спирова и Е. Псковитинов издали первый манифест аналитического искусства «Интимная мастерская живописцев и рисовальщиков „Сделанные картины“» (единственное свидетельство существования общества)[5].

С 1919 по 1927 год жил во Франции. Испытав влияние кубизма, затем обратился к созданию абстрактных работ. Вводил в картины объёмные подвижные элементы, предвосхитив возникновение кинетической скульптуры.

После приезда в СССР вернулся к прежней декоративной манере. С 1928 по 1948 год преподавал в Тбилисской Aкадемии художеств, где вёл класс декорационного искусства. Среди его учеников — театральный художник Карл Кукуладзе.

Как театральный художник сотрудничал с выдающимся режиссёром Константином Марджанишвили. Какабадзе начал работу в театре в 1928—1930 годах, когда Марджанишвили создавал в Кутаиси театр, который позднее был переведён в Тбилиси и которому было присвоено имя Марджанишвили. Какабадзе стал первым художником этого театра, оформив спектакли «Гоп-ля, мы живём!» Толлера, «Баил» Чианели, «Кваркваре Тутабери» Поликарпа Какабадзе. Оформление спектаклей отличались простотой и лёгкостью, оригинальным использованием сценического пространства, в нём отразились модные художественные течения начала века: абстракционизм, стремление к декоративности.

Изменение внутренней ситуации в стране определили переход художника к реализму и в поздних театральных работах — «Гурия Ниношвили» Шалвы Дадиани (1934), «За тех, кто в море» Бориса Лавренёва (1946); «Начальник станции» Ило Мосашвили (1947).