Календарные мифы


Календарные мифы — мифы, символически воспроизводящие природные циклы[1]; связаны с циклом календарных обрядов, обычно с аграрной магией, которая ориентирована на регулярную смену времён года, в первую очередь весеннее возрождение растительности — куда вплетены также солярные мотивы, — и на обеспечение урожая[1]. Наряду с космогоническими мифами играют важную роль в развитых аграрных мифологиях[2]. Структура календарного мифа близка к композиции мифов, привязанных к ритуалам инициации или интронизации царя-жреца. Наблюдается влияние календарных мифов на некоторые героические мифы и эпические предания, а также на мифы, рассказывающие смене мировых эпох, и на эсхатологические мифы[2].

Календарь в качестве системы счисления времени является одним из способов, которыми мифологическое сознание осваивает природные явления. Календарь связывается с хаосом и космосом, устройством мира. Время упорядочивает «нормально» функционирующий космос, эта деятельность времени понимается как разумная, его необратимость воспринимается как божественная мощь, его невещественность — как таинственная сила созидания и разрушения. По этой причине календарь считается священным, и наблюдение за ним осуществляют жрецы[3].

В традициях, где имеет место развитая космогония, начальное время понимается как космогоническое. По этой причине различные ритуальные инициации, включая коронацию и новогодние ритуалы, в ряде случаев связаны с рецитацией космогонических мифов или пользуются символикой космогонического акта: так выглядит сакрализация царской власти в таких регионах, как Океания, Африка, Египет, Индия; примером является также новогодний праздник в Вавилоне. Обновление следует за возвращением к хаосу с его дальнейшим превращением в космос. Однако подлинное повторение космогонического акта здесь не отражается, повторяется собственно ритуал. Иначе обстоит ситуация с имеющими большое распространение в древних цивилизованных культурах мифах, непосредственно символизирующих природный или хозяйственный цикл – суточный, годовой, лунарный, солярный. В архаических традициях эти мифы имеются редко и не наделены большим значением[1].

Преобладающим мифом древних средиземноморских земледельческих культур является повествование, в котором символически представлена судьба духа растительности, зерна, урожая. Большое распространение имеет календарный миф, персонажем которого выступает уходящий и возвращающийся или умирающий и воскресающий герой или бог: Осирис, Таммуз, Балу, Адонис, Дионис и др. Происходит конфликт героя и хтонического демона, богини-матери или божественной сестры-жены героя, в результате чего последний исчезает, гибнет или получает физический урон. Затем герой находится матерью, сестрой, женой или сыном, которые воскрешают его, и он убивает демонического противника[2].