Кальвизий, Зет


Зет Кальви́зий (лат. Sethus Calvisius, настоящее имя Зет Кальвиц, нем. Seth Kalwitz; 21 февраля 1556, Горслебен, Тюрингия — 24 ноября 1615, Лейпциг) — немецкий теоретик музыки, историк, астроном, филолог, композитор.

Родился в бедной крестьянской семье. Окончил гимназию в Магдебурге в 1572 году, учился в Гельмштедтском и Лейпцигском университетах. В 1582 году стал музыкальным руководителем знаменитой гимназии Шульпфорта в Наумбурге. Помимо музыки преподавал там классические языки (латынь, греческий), иврит, общую историю («хронологию»). В 1594 году переехал в Лейпциг, где до конца жизни работал кантором церкви святого Фомы, отказываясь от предложений нескольких университетов занять кафедру математики.

Основной научный труд Кальвизия в области астрономии — хронологические таблицы, сопоставляющие по времени события из истории различных народов древности на основании сведений о более чем 300 затмениях: «Opus chronologicum…»[5] (1605).

В ходе работы над таблицами Кальвизий советовался со Ж. Ж. Скалигером, который, в свою очередь, использовал расчёты Кальвизия в своих работах[6]. К астрономическим и хронологическим наблюдениям Кальвизия имеет прямое отношение также предложенная им реформа григорианского календаря. В круг общения Кальвизия входили ведущие немецкие учёные, в том числе Иоганн Кеплер, Михаэль Преториус, Барифон, Николаус Генгенбах, Иоганн Липпий (был его учеником).

Из музыкальных трудов Кальвизия наиболее известен первый — «Мелопея» (1592), в центре которого хорошо спланированное и ясно изложенное учение о многоголосной музыкальной композиции, в латинской терминологии — musica poetica. Труд состоит из большого пролога и 21 главы, в которых сформулированы композиционные «правила» (regulae) и даны многочисленные нотные примеры, иллюстрирующие применение этих правил. Проблеме взаимодействия музыки и слова в «Мелопее» посвящена глава 18. Из авторитетов в «Мелопее» явственней всего ощущается опора на Дж. Царлино.

Научный характер имеют три поздних труда (два изданы 1600, третий — в 1611), названные автором «музыкальными упражнениями» (exercitationes musicae). Первое посвящено ладам. Второе, «О возникновении и развитии музыки» (De initio et progressu musices), представляет собой курс истории музыки и музыкальной науки — от библейской древности до Лассо (в музыке) и Царлино (в теории музыки); чаще других автор ссылается на более консервативного автора, Франкино Гафури. Третье «Упражнение», построенное в виде диспута с Ипполитом Хубмайером[7], содержит обсуждение самых разных аспектов теории музыки, от микроинтервалов (Quaestiones 15, 17, 18) и «проблемы» слога Si в звукоряде (Q. 5) до классификации видов музыки (Q. 20, 21) и музыкальной риторики (Q. 8-11).