Царлино, Джозеффо


Джозеффо Царли́но (итал. Gioseffo Zarlino; 31 января 1517, Кьоджа, близ Венеции — 4 февраля 1590, Венеция) — итальянский теоретик музыки, педагог и композитор. Теоретические труды писал на итальянском языке. Его трактат «Основы гармоники» (Le istitutioni harmoniche)[4] — крупнейшее достижение музыкальной науки в Италии XVI века. Учение о музыке Царлино оказало значительное влияние на западноевропейскую музыкальную науку позднего Возрождения и барокко.

Свободным искусствам обучался у францисканцев в родном городе (учителя: по грамматике — Дж. Э.Санезе, по арифметике и геометрии — Дж. Атанаджи, по музыке — Ф. М. Дельфико). Певчий (1536), затем органист (1539—40) в кафедральном соборе Кьоджи. После рукоположения в духовный сан (1540) — руководитель хоровой капеллы (capellano) школы Св. Франциска в Кьодже. Переехав в Венецию (1541), продолжил обучение музыке, став учеником Адриана Вилларта. Там же изучал логику и философию (К. да Линьяме), древнегреческий язык (Г. Фьямминго)[5]. С 1565 года — капельмейстер и органист собора Св. Марка. Среди учеников Царлино: Винченцо Галилей, Дж. Дирута, Дж. Артузи, Дж. Кроче. Мотеты (на 4-6 голосов) и мадригалы (на 5 голосов) Царлино написаны в консервативной имитационно-полифонической технике, с ограниченным использованием хроматики и приёмов музыкальной риторики.

Наиболее значительные научные достижения Царлино сосредоточены в большом трактате «Основы гармоники» (итал. Le istitutioni harmoniche), первое издание которого было опубликовано в 1558 году, а второе (исправленное и дополненное) — в 1573 году. С небольшими изменениями второе издание перепечатано в 1589 году, в первом томе полного собрания его теоретических трудов.

Трактат «Основы гармоники» состоит из четырёх частей («книг»). Первая (44 главы) и вторая (51 глава) книги посвящены общим вопросам теории и истории музыки, в том числе, в них представлен детальный обзор античной теории музыки (основные авторитеты — Аристоксен, Птолемей и Боэций), обсуждены различные деления монохорда. Пифагорейская теория «звучащих» числовых отношений (numeri sonori), изложенная в целом по Боэцию, модифицирована с учётом современной практики (см. дальше о numero senario). Третья (80 глав, самая большая по объёму и наиболее насыщенная по материалу) и четвёртая (36 глав) книги имеют практическую направленность: третья посвящена контрапункту (детальная классификация консонансов и диссонансов и конкретные примеры их применения в композиции) и ритмике, в четвёртой развёрнуто оригинальное учение о ладах.

На фоне поисков «древнегреческой» монодии, завершившихся в начале XVII века установлением гомофонного склада, а также интенсивных экспериментов в области хроматики и микрохроматики[6] Царлино выступил как традиционалист, апологет контрапункта как основы композиционной техники и одноголосных ладов как основы звуковысотной системы: