Артузи, Джованни


Джованни Мария Арту́зи (итал. Giovanni Maria Artusi; около 1540 — 18 августа 1613, Болонья) — итальянский теоретик музыки и композитор. Один из ведущих итальянских теоретиков в эпоху перехода от Ренессанса к барокко, прославившийся консервативной критикой музыкального авангарда своего времени.

В воззрениях на контрапункт в целом разделял теоретические взгляды своего учителя Джозеффо Царлино, выступил на его стороне в полемике между Царлино и Винченцо Галилеем[4]. Большое внимание уделял употреблению диссонанса, рассматривая его как действенное средство (agente) для выражения драматических аффектов (скорби, плача, боли и т. п.). Допускал разрешение кварты в тритон и малой секунды в приму. В качестве эстетически совершенных образцов рекомендовал композиторам музыку Палестрины, Габриели, Клемента.

Проблемой, привлекшей особое внимание Артузи, было согласованное звучание ансамбля, в особенности инструментального. Он с сожалением констатировал несовершенство современного ему строя. Отвергая напряжённую (синтоническую) диатонику Птолемея, которую поддерживал Царлино[5], считал, что только реализация аристоксеновой идеи равенства тонов и полутонов способна удовлетворить потребности современной инструментальной музыки[6].

В первом и втором томах трактата «О несовершенствах современной музыки» (1600, 1603; первый написан в форме диалога между «модернистом» Лукой и «консерватором» Варио, второй — обмен письмами автора и некоего учёного оппонента) Артузи подверг критике новшества (прежде всего, свободное, «неправильное» употребление диссонанса в контрапункте, хроматизма в мелодике, а также ненадлежащее объединение ладов) некоего неназванного автора, в котором угадывается Клаудио Монтеверди[7]. Оппонент Артузи в трактате 1603 года, отстаивающий музыку Монтеверди, фигурирует под говорящим псевдонимом L’Ottuso Academico[8]. Оттузо (противник Артузи), защищая хроматический полутон, возникающий в результате дезальтерации хроматизированной диатонической ступени (например, gis-g, as-a), называет его типичным для «второй практики» (seconda pratica).

Отвечая на нападки Артузи, Клаудио Монтеверди в 1605 году выдвинул контраргументы (очень кратко), в предисловии к своей Пятой книге мадригалов, пообещав Артузи эссе с ироничным названием «Seconda pratica, overo Perfettione della musica moderna» («Вторая практика, или Совершенство современной музыки»)[9]. Развёрнутый ответ Артузи (под названием «Dichiaratione»), построенный как схолия на предисловие брата 1605 г., дал в 1607 году Джулио Чезаре Монтеверди, в послесловии к сборнику брата «Scherzi musicali» (Музыкальные шутки). Это послесловие, имеющее характер манифеста,— важнейший документ в истории западноевропейской музыки. Из этих текстов очевидно, что братья Монтеверди трактовали «первую практику» (prima pratica) и «вторую практику» (seconda pratica) не как композиционно-технические, а скорее как художественно-эстетические категории.