Каменный мост (Воронеж)


Ка́менный мост — арочный («горбатый») мост в Воронеже на пересечении улиц Карла Маркса и Чернышевского. Памятник архитектуры XIX века, возведён в 1826 году. Играет важную роль в транспортной системе города, участвуя в автодорожной связи центра города с прибрежным районом. Одна из главных туристических достопримечательностей города, «городской талисман».

Мост объявлен «городским талисманом»[3]: он считается счастливым у молодожёнов и стал традиционным для посещения воронежцами в дни свадеб. Согласно поверью, чтобы сделать брак крепким и счастливым, молодожёны должны разбить о мост бутылку шампанского и повесить на решётку моста замки со своими именами. Легенда обязана находившемуся у моста до революции, с 1860 года, приюту имени императрицы Александры Фёдоровны[4] (Александринскому приюту)[5] для сирот женского пола из благородных семейств; воспитанницы приюта, получившие хорошее образование и воспитание, высоко ценились как невесты — в день выпуска из пансиона к нему съезжались женихи, и выпускница могла сама выбирать понравившегося ей, получить благословение на брак, приданое дарил город[1]. Мост иначе называют «Мостом влюблённых» и считают одним из самых романтичных мест города[3] и не только из-за проходящих здесь церемоний, но и за историко-архитектурный облик этого места[6].

Проходящая под мостом улица Чернышевского (бывшая Богословская) исстари играла важную транспортную роль спуска из центра города к реке Воронеж. Долгое время не имевшая мощения, улица служила основным путём подвоза материалов в период интенсивного строительства русского флота (с осени 1695 года[7][8]), разбитая колёсами и копытами[9], она размывалась дождями и весенними ручьями и всё более глубоко разрывала пересекаемую ею Старо-Московскую улицу (ныне — Карла Маркса). По соседствующему с перекрёстком этих улиц домом архитектора И. И. Волкова[10] место получило прозвище «волчья яма»[3].

Занявший в 1824 году должность воронежского губернатора Николай Кривцов энергично взялся за работы по благоустройству города, многие улицы получили мощение, где необходимо были возведены подпорные стены и, в частности, было решено построить на этом месте мост, дабы обеспечить беспрепятственный проезд по Старо-Московской улице — на ней находилась городская полицейская часть. Проект моста по указанию губернатора выполнил городской архитектор Иван Блицын. Строительные работы были проведены в 1826 году, сооружение стало первым каменным мостом в городе[4]. Во второй половине XIX века на мосту было устроено керосиновое освещение, которое зажигали в тёмное время суток; также около моста установили полицейскую будку[1].