Камеронова галерея


Камеро́нова галере́я — памятник архитектуры в Екатерининском парке Царского Села (с 1937 года город Пушкин) в 23 км к югу от Санкт-Петербурга. Здание построено в 1784—1787 годах по проекту шотландского архитектора Чарлза Камерона[1]. В 1946—1947 годах галерея была восстановлена после разрушений в годы Великой Отечественной войны[1][2].

«Камеронова галерея» представляет собой шедевр искусства архитектуры, двухэтажное сооружение в качестве составной части ансамбля Холодных бань, «Агатового павильона», Висячего сада и Пандуса. Галерея не имела названия, только столетие спустя, в 1885 году, историк искусства и библиограф П. Н. Петров в одной из статей в журнале «Зодчий» назвал это выдающееся сооружение «Камероновой галереей»[3].

Нижний этаж служит основанием колоннады второго яруса, состоящей из 44 белых каннелированных колонн с ионическими капителями. Шотландский архитектор Чарлз Камерон с 1766 года работал в Италии. На основе обмеров древнеримских сооружений написал книгу под названием «Термы римлян» (The Baths of the Romans), которая была издана в Лондоне в 1772 году на английском и французском языках. Российская императрица Екатерина II получила книгу Камерона и дала наказ своим агентам в Европе заключить контракт с архитектором для строительства «римских бань» в Царском Селе. В 1779 году Камерон прибыл в Россию. Индивидуальный стиль Камерона впитал разные источники, он отличается интеллектуализмом, изящным цитированием многих тем древнегреческого, римского, этрусского искусства и «помпеянских» мотивов. Однако скрытые аллюзии и прямые цитаты никогда не переходят у Камерона в открытую эклектику. «Чарлз Камерон первый из архитекторов привёз с собой в Россию не учебник архитектуры, а…живую архитектурную мысль, — писал автор первой монографии об архитекторе В. Н. Талепоровский, — увлекательный рассказ о Греции, Риме и Помпеях»[4].

Помимо руин древнеримской архитектуры, в частности терм, знатоком которых был Камерон, источником вдохновения самой императрицы и архитектора были офорты Дж. Б. Пиранези. Екатерина II заказывала альбомы гравюр Пиранези и указывала их в качестве образца. В 1763 году Неаполитанский король подарил российской императрице четыре тома «Геркуланских книг» с гравированными изображениями археологических находок. В годы строительства Камероном «римских бань» в Царском Селе публиковались «Древности Афин» Дж. Стюарта и Н. Реветта (1764, 1787 и 1794 гг.).