Кампанофилия


Кампанофилия — область коллекционирования и изучения колоколов и колокольчиков. От кампанофилии следует отличать кампанологию (от лат. «campana»  — колокол, и греч. «logos» слово; понятие, учение) — учение о колоколах, которое изучает все, что с ними связано, в том числе воздействие их звуков на физиологию и психику человека.

К объектам кампанофилии относят все виды колоколов и колокольчиков, а также сопутствующие им предметы, например, дугу как часть упряжи, шлейфы колокольчиков-сонеток, блюда-подставки как часть приборных колокольчиков; предметы в виде колокольчиков — свечи, конфеты, бижутерию; произведения графики и живописи, и предметы с изображением на них колокольчиков.

Коллекционирование колокольчиков в Европе началось в первой трети XX века в Великобритании, Германии и Франции. Большое распространение оно получило в США, где возникло в конце XIX — начале XX века.

Самой знаменитой дореволюционной коллекцией является собрание бронзовых колокольчиков А. М. Кованько (1856—1919). В 1930-е годы семья передала её в Русский музей Ленинграда. Сейчас около 700 колокольчиков коллекции хранятся в Государственном Эрмитаже[1] .

Единого термина, обозначающего «колокольчики под дугой», нет. Одни исследователи называют их ямскими (ямщицкими) или почтовыми, другие – поддужными или дужными. Каждое название подчеркивает свой аспект либо в происхождении, либо в способе использования этих предметов.

Основной источник информации для классификации дужных колокольчиков – надписи на них. Информация может включать: