Камышинское военно-морское авиационное училище


Камы́шинское вое́нное авиацио́нное учи́лище лётчиков № 16, до 1957 года — Камышинское военно-морское авиационное училище лётчиков № 16, сокращённо — КВМАУ[1], до 1955 года — 92-е военно-морское минно-торпедное авиационное училище — упразднённое военное учебное заведение, располагавшееся в городе Камышине Сталинградской области.

Создание учебного заведения было обусловлено нарастанием противостояния США и СССР. Военно-морские силы США активизировали свои действия у берегов Советского Союза. Союз же не имел в своём флоте авианосцев и средств для их постройки. Поэтому тогдашний главнокомандующий военно-морского флота Николай Герасимович Кузнецов сделал ставку на формирование во всех флотах подразделений морской авиации. В случае военного противостояния морские лётчики должны были нанести авиаудары по американским авианосцам. Потребность в морских военных лётчиках должно было удовлетворить новое учебное заведение[3]. Камышин был выбран для размещения такого учебного заведения из-за удалённости от границ и морей — разведке других стран было труднее получить сведения об объекте. Кроме того, в это время шло строительство Сталинградской ГЭС, водохранилище которой должно было стать удобным полигоном для отработки различных тактических приёмов морской авиации[1][2].

В июне 1954 года на базе Николаевского минно-торпедного училища морских летчиков имени С. А. Леваневского в Камышине было создано 92-е военно-морское минно-торпедное авиационное училище[1][3], в других источниках в качестве даты создания указан май 1955 года[4].

Курсанты, поступившие осенью 1954 года в Николаевское училище, зимой изучали теорию в Николаеве, а с мая по сентябрь проходили лётную практику уже в Камышине[2]. Изначально для этого в училище перегнали с Украины 27 двухместных Як-18, они составили один учебный полк из двух эскадрилий по четыре звена в каждой[2]. На момент создания училища существовал только грунтовый аэродром Камышин-Главный[4] (Камышин-Южный), где происходило обучение лётчиков в 1956 и 1957 годах[5]. Позднее были построены аэродромы Лебяжье, Зензеватка и Красный Яр[4][5].