Канавинский мост


Кана́винский мост — первый из постоянных мостов через реку Ока в Нижнем Новгороде. Является «преемником» Плашкоутного (наплавного) моста. Первоначальное название — мост имени Н. И. Пахомова[1], потом назывался Окским[1]. Соединяет верхнюю (нагорную) часть города с нижней (заречной).

Длина моста 795,5 метров, ширина — 23,6 метра[2]. Русло перекрыто шестью арочными металлическими пролётными строениями расчётным пролётом 121,0 м. Одна из опор находится в северной части острова Гребнёвские пески, отделяющего Гребнёвский канал от основного русла Оки. На южной части острова находится опора метромоста.

До 2009 года на мосту было трамвайное движение. В 2010 трамвайные пути были демонтированы. В данный момент движение трамваев, маршруты которых пролегали через мост, перенесено на Молитовский мост. По мосту возможно пешеходное движение.

Маршруты № 9 и № 24 закрыты в 2005 году, в связи с закрытием линии по Похвалинскому съезду; маршруты № 1 и № 27 после закрытия линии по Канавинскому мосту перенаправлены на Молитовский мост.

На месте современного моста долгое время располагался Плашкоутный (понтонный) мост с деревянным настилом. Он был построен 10 (22) июля 1817 года из-за переноса ярмарки из Макарьева в Кунавино. Тогда же возросло население и количество приезжих в городе. Работами по сооружению моста руководил Августин Бетанкур, который также построил ярмарочный ансамбль, почти полностью уничтоженный при советской власти. В 1896 году на мосту было запущено трамвайное движение. Проход и проезд по мосту были платными и составляли 2 копейки с пешехода и 25 копеек с порожней конной повозки[3]. По ночам мост разводился для пропуска кораблей и барж. Однако, всё же мост был не очень удобен из-за долгого ожидания ночи для развода, частой смены деревянного настила, сезонности. По окончании сезона мост убирали, а жителям Нижнего Новгорода и Кунавина приходилось переплывать Оку на лодках, паромах и баркасах. Во время частой непогоды движение прекращалось совсем. Поэтому в Городской Думе часто обсуждалось строительство нового постоянного моста. На заседаниях Гордумы часто высказывались Матвей Башкиров и Матвей Дегтярев, но дальше обсуждений дело не пошло, а в 1917 году произошла революция, которая на долгое время заставила забыть о постоянном мосте[4].