Канкан (картина)


«Канкан»[1] (фр. Le Chahut) — картина в стиле неоимпрессионизма французского художника Жоржа Сёра, написанная между 1889 и 1890 годами[2]. Входит в коллекцию музея Крёллер-Мюллер в национальном парке Де-Хоге-Велюве близ поселения Оттерло в Нидерландах. Впервые картина была выставлена в 1890 году в Салоне Общества независимых художников в Париже, став предметом дискуссий искусствоведов и критиков-символистов. Представляющее кадриль в Мулен Руж полотно оказало влияние на фовистов, кубистов, футуристов и орфистов.

«Канкан» написан Сёра в стиле пуантилизма, который подразумевает создание серии цветных точек, в сумме составляющих изображение. «Канкан» — яркий пример этой техники. В нём преобладает цветовая схема, тяготеющая к красному концу спектра и состоящая из землистых тонов — коричневых, тёплых серых и синих — которые чередуются как с основными цветами (в частности, красным и жёлтым), так и с восемнадцатью другими оттенками (Сёра создавал соответствующие смеси на палитре до нанесения на холст, причём любую из них мог также смешать с белым)[3]. Рамка по краю холста, более глубокого синего цвета, завершается пологой аркой у верхнего края.

Модуляции света и тени достигаются за счёт использования маленьких цветных точек, расположенных рядом друг с другом и различных как по интенсивности, так и по концентрации[4]. Эти точки должны сливаться в глазах зрителя, чтобы создать впечатление смешанных цветов при взгляде с расстояния. В то время как импрессионисты сосредоточили своё внимание на гармонии цветов, основанной на схожих или связанных оттенках (лишь частично разделённых), гармония неоимпрессионистов была основана на контрастных оттенках, противопоставленных друг другу; в результате при рассмотрении полотна возникает вибрирующая «оптическая смесь» (фр. mélange optique)[3].

Картина разделена на три основных пространства. Нижнюю левую часть занимают музыканты; один из них расположен в центре спиной к зрителю, со своим контрабасом, установленным слева. Справа вверху находится ряд танцоров: две женщины и двое мужчин с поднятыми ногами. Основное в их облике — изгибы и ритмичные повторы, создающие синтетическое ощущение движения. Фон состоит из декоративных осветительных приборов в стиле кабаре и нескольких зрителей, сидящих в первом ряду и не отрывающих глаз от представления. В правом нижнем углу другой клиент смотрит искоса, что свидетельствует о сексуальном желании или лукавом намерении; это архетип мужчины-вуайериста, часто изображаемый в журнальных иллюстрациях канкана середины XIX века[5].

Канкан — провокационный, сексуально заряженный танец, который впервые появился в бальных залах Парижа около 1830 года. Стиль танца часто вызывал скандальную реакцию из-за высоких махов ногами и других движений рук и ног. К 1890-х годам сольное исполнение канкана в бальных залах сменилось групповыми выступлениями в таких местах, как Мулен Руж на Монмартре.