Кан, Луис


Луис Исидор Кан (англ. Louis Isadore Kahn, настоящее имя Ице-Лейб Шмуиловский, 20 февраля 1901 — 17 марта 1974) — американский архитектор. Его творчество оказало существенное влияние на формирование лица американской архитектуры середины двадцатого века.

Родился в 1901 году в Аренсбурге (ныне Курессааре) Лифляндской губернии, в еврейской семье. В 1906 вместе с родителями эмигрировал в США. Учился на архитектурном факультете Школы изящных искусств Пенсильванского университета в Филадельфии, у Поля Кре, по академической системе парижской Школы изящных искусств, основательно усвоив грамматику академически истолкованного классицизма. Окончив школу в 1924 г., в период упадка американской архитектуры, он обратился к опыту европейских авангардистов (Ле Корбюзье, Мис ван дер Роэ), с которыми познакомился во время поездки по Европе в 1928—1929 гг. Кан усваивает приём структурно-рационалистического подчёркивания конструкции, сближается с функционалистами. Но в годы экономической депрессии ему не удаётся найти достойное применение своим возможностям. Развивался он медленно, работая помощником у второразрядных архитекторов и лишь изредка выполняя небольшие самостоятельные проекты в характере «интернационального стиля».

Перелом наступил, когда Кан, уже немолодым человеком (1948), стал преподавателем Йельского университета. Процессу созревания собственной концепции помогли в 1950-е гг. стажировка в Риме и путешествия по Греции и Египту. В лаконичных зарисовках очевидна попытка выйти к основам архитектуры, её структурным архетипам, её значениям. Развитие теоретической мысли дало неожиданно мощный импульс творчеству.

Первая крупная работа Кана — Художественная галерея Йельского университета (1951—1953) — принесла ему признание. Впечатляет диапазон масштабов работ архитектора: от бани в Трентоне, Нью-Джерси до генерального плана столицы Бангладеш Дакки, где строительство правительственных учреждений ведётся по единой концепции с 1962 года. Первая унитаристская церковь в Рочестере, штат Нью-Йорк, со стенами из шлакоблоков, остроугольные в плане корпуса Центра биологических исследований Дж. Б.Солка в Ла-Ойе, Калифорния из бетона и дерева, огромные круглые бетонные проемы в центральном внутреннем дворе библиотеки в Эксетере, Нью-Гэмпшир демонстрируют разнообразие форм и фактур, которые использовал Кан в последний период своего творчества. Особое внимание к эффектам естественного освещения проявилось при создании музея Кимбелла в Форт-Уэрте, Техас где произведения искусства освещаются светом, отраженным от высоких, сложных по форме сводов, и в Британском центре Меллона в Йеле, работа над которым была завершена уже после смерти архитектора.