Кре, Поль Филипп


Поль Филипп Кре[a][b] (фр. Paul Philippe Cret; 23 октября 1876, Лион — 8 сентября 1945, Филадельфия[2]) — французский и американский архитектор и преподаватель архитектуры, работавший в США, преимущественно в Филадельфии и Вашингтоне.

Один из крупнейших архитекторов-практиков США в межвоенный период, Кре консервативно следовал эклектическим правилам Школы изящных искусств и оставался в стороне от радикальных модернистских течений[4]. Его стилистика эволюционировала от чистого бозар к модернизированной неоклассике[англ.], ар-деко и их синтезу в характерном облике правительственных зданий рузвельтовской эпохи. Единичные постройки 1930-х и 1940-х годов созданы в модернистской стилистике.

Лучшие работы Кре — здания Организации американских государств и Федеральной резервной системы в Вашингтоне, Детройтский институт искусств, башни главных зданий Техасского университета в Остине и госпиталя в Бетесде, воинский мемориал[англ.] в Шато-Тьерри и Объединённый вокзал Цинциннати — выдержали испытание временем[4].

Поль Филипп Кре родился в рабочей семье в Лионе — центре французской шёлковой промышленности, переживавшей необратимый кризис[5]. Благодаря удачному замужеству тётки Поля его родители сумели выбиться из нищеты и обучать сына в престижной частной школе[фр.][5]. В возрасте семнадцати лет Поль вернулся в Лион и поступил в местную Школу изящных искусств[фр.][6].

В отличие от академической Школы изящных искусств в Париже, лионская Школа была демократическим институтом, ориентированным на декоративно-прикладное искусство[6], и не могла выдавать полноценный диплом архитектора[7]. Однако архитектурные конкурсы, включая самую престижную профессиональную награду — Римскую премию — были открыты любому гражданину Франции[7]. На втором курсе обучения Кре начал подготовку к конкурсу на Премию Парижа[8] и на четвёртом курсе, в 1907 году,[2] выиграл её с классицистическим проектом водоразборного фонтана[9]. Денежная стипендия позволила Кре продолжить обучение в парижской Школе изящных искусств под руководством Жана-Луи Паскаля[10]. С учётом обязательной производственной практики курс растянулся на шесть лет[1]. Состязания в бумажной архитектуре не прошли даром: Кре приобрёл опыт, позволивший ему впоследствии регулярно выигрывать заказы на проектирование публичных зданий[11].