Кап Аркона


«Кап Арко́на» (нем. Cap Arcona) — немецкий океанский лайнер класса «люкс», флагман судоходной компании «Гамбург Зюд». Назван по мысу Аркона (нем. Kap Arkona) на острове Рюген. Лайнер использовался на маршрутах из Германии к восточному побережью Южной Америки и для своего времени был самым большим и быстрым судном на данном направлении.

В 1940 году «Cap Arcona» был реквизирован Кригсмарине для использования в качестве плавучей казармы. В 1942 году использовался на съёмках пропагандистского фильма «Титаник». В 1945 году лайнер участвовал в эвакуации почти 26 000 немецких солдат и гражданских лиц из Восточной Пруссии.

Весной 1945 года «Cap Arcona» был переоборудован в плавучую тюрьму. На борту было размещено около 5 000 узников нацистских концлагерей. 3 мая 1945 года «Cap Arcona» и два других судна, «Тильбек[англ.]» (нем. Thielbek) и «Дойчланд[англ.]» (нем. Deutschland), были атакованы в Любекской бухте[англ.] самолётами британских ВВС. Из числа заключённых, находившихся на «Cap Arcona», уцелело лишь 350 человек. Ещё 2800 человек погибло в результате потопления «Thielbek». Потопление «Cap Arcona» занимает четвёртое место по числу жертв в списке морских катастроф.

«Cap Arcona» был построен за полгода на верфи «Blohm+Voss» в Гамбурге. Лайнер получил фешенебельную отделку помещений, на верхней палубе за третьей трубой находился полноразмерный теннисный корт. Большое внимание было уделено безопасности — 26 спасательных шлюпок располагались в два ряда по бортам лайнера. «Cap Arcona» получил современные средства связи и навигации: при постройке была установлена система подводной звуковой сигнализации[англ.], в 1934 году добавлены гирокомпас и акустический глубиномер.

В свой первый рейс из Германии в Буэнос-Айрес «Cap Arcona» отправился 29 октября 1927 года. По пути он присоединился к старому лайнеру «Кап Полонио[англ.]», который был флагманом компании «Hamburg Süd» до окончания постройки «Cap Arcona». После того, как в 1935 году «Кап Полонио» был продан на металлолом, новый флагман остался единственным фешенебельным лайнером компании на южно-американском направлении.

6 октября 1932 года лайнер столкнулся в Северном море с французским грузовым судном Agen. В результате Agen выбросило на берег, но вскоре его удалось поставить на киль и отбуксировать в Гамбург.