Карельский вал


Каре́льский вал, также ВТ-линия (фин. VT-linja, Vammelsuun-Taipaleen Linja, швед. VT-linjen) — комплекс оборонительных сооружений на Карельском перешейке, построенный Финляндией в 1942—1944 годах. Линия шла от Ваммелсуу (ныне Серово) через Куутерселькя (ныне Лебяжье) и Кивеннапа (ныне Первомайское) вдоль реки Бурной до Тайпале (ныне Соловьёво). Пересекала железную дорогу Санкт-Петербург — Выборг возле Сахакюля (ныне Мухино, платформа 63-й километр), а железную дорогу Санкт-Петербург — Хийтола в районе нынешней платформы 69-й километр.

Оборона Карельского вала была прорвана советскими войсками в ходе Выборгско-Петрозаводской операции в районе посёлка Куутерселькя (ныне Лебяжье Выборгского района Ленинградской области) за трое суток 12—15 июня 1944 года.

В 2014 году на месте бывших укреплений финской оборонительной линии ВТ в районе посёлка Лебяжье состоялось торжественное открытие исторического района «Куутерселькя 1944», представляющий собой музей под открытым небом.

Оборонительная линия ВТ строилась финнами через весь Карельский перешеек в течение трёх лет, в 1942—1944 годах. Название ВТ происходит от названий конечных населённых пунктов: Ваммелсуу — Тайпале (ныне Серово и Соловьёво, соответственно). От Ваммелсуу линия шла через Куутерселькя (ныне Лебяжье) и Кивеннапа (ныне Первомайское) вдоль реки Бурной и до Тайпале. Пересекала железную дорогу Санкт-Петербург — Выборг возле Сахакюля (ныне Мухино, платформа 63-й километр), а железную дорогу Санкт-Петербург — Хийтола в районе нынешней платформы 69-й километр. Однако полностью завершить оборонительное строительство на Карельском перешейке к июню 1944 года финнам не удалось[1][2].

В июне 1944 года линия ВТ находилась во второй полосе финской обороны, первая полоса обороны проходила по линии фронта, установившейся осенью 1941 года на расстоянии 20-30 километров[1][2].